Учет основных средств

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», организация принимает к бухгалтерскому учету активы в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, а также имеет стоимость 40000 руб. и более;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, литература, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств – это сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объекта основных средств. До принятия к учету все фактические затраты отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» без НДС. НДС, выделенный в счете-фактуре продавца отдельной суммой, учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и после принятия основных средств к учету подлежит к вычету из бюджета.

Учет основных средств ведется на активном счете 01 «Основные средства», по дебету отражается первоначальная стоимость принятых к учету основных средств, по кредиту – стоимость выбывающих основных средств.

Стоимость основных средств погашается организацией путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта на себестоимость продукции.

Организациям дано право начислять амортизацию основных средств одним из следующих способов:

● линейным;

● способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

● способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

● способом уменьшаемого остатка.

Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств», по кредиту отражается начисление амортизации по принятым к учету основным средствам, по дебету – ее списание при выбытии основных средств.

Выбытие основных средств происходит по разным причинам:

● реализация объекта другому лицу;

● списание при износе;

● передача объекта в качестве вклада в уставный капитал;

● ликвидация при чрезвычайных случаях;

● передачи по договорам мены объектов основных средств;

● и др.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта с кредита счета № 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств используется активно-пассивный счет № 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету отражаются расходы, связанные с выбытием основных средств (НДС, начисленный с дохода, списывается остаточная стоимость основных средств и др. расходы), по кредиту – доходы от выбытия основных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: