double arrow

Римская женщина в общественной жизни и в праве


В Риме уже во времена Республики женщины занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, они тем не менее обладали некоторой самостоятельностью. Участие римских женщин в общественной жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере, большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государственном культе: весталки (жрицы богини Весты) пользовались в римском обществе большим уважением. Постепенно становилось все более благоприятным и правовое положение женщин. Во времена Империи их права почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины из высших слоев оказывали заметное влияние на политическую жизнь общества (Октавия, Ливия). Им разрешалось вступать в брак по собственной инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Женщины из низших слоев общества при браке с мужчинами из высших слоев могли подняться в своем социальном положении.
Положение женщины в значительной степени изменилось, начиная со времен ранней Римской республики и до более позднего этапа Римской империи. В ранний период жена и дочь обладали небольшой властью в экономической, семейной и политической сферах жизни общества. Однако в период поздней Республики и ранней империи изменения в семье предоставили женщине доступ ко всем аспектам общественной жизни.
В древний период Римской истории власть отца над женой и детьми была дарована ему "Двенадцатью таблицами". Patter families имел абсолютную власть над женой и детьми, включая право мужа развестись с женой, выдать дочь за того мужчину, которого он сам выбрал, или заставить дочь покинуть своего мужа. Он даже имел власть над жизнью и смертью своей семьи. Эта власть отца распространялась на сыновей вплоть до смерти отца. Но что касается жены и дочерей, власть над их жизнью сохранялась даже после смерти главы семьи в лице уполномоченного ближайшего мужчины родственника в установленном законом возрасте, либо в лице опекуна, назначенного главой семьи в его завещании.
Такая неограниченная власть главы семьи являлась краеугольным камнем римской общественной структуры, как и римской философии, считавшей женщину "слабой и легкомысленной". Семья в Римском государстве воспринималась как ячейка общества, и положение человека в семье определяло его положение в обществе. Семья включала в себя главу, жену, сыновей и их жен и детей сыновей, незамужних дочерей и рабов семьи. Можно проследить сильную параллель между властью главы семьи над ее зависимыми членами и властью общества над своими гражданами.10
Но несмотря на относительную свободу римских женщин по сравнению с греческим обществом следует помнить, что ненависть к женщинам в римском обществе была совершенно реальным фактом. Дио Крисостом рассказывает о практиковавшемся в римском городе Тарсе обычае заставлять женщин полностью закрывать свои тела от взоров посторонних, оставляя лишь щелочку для глаз. Этот обычай был способом сохранить прежнее целомудрие, которого больше не существовало. Женщин считали нечистыми существами: "Они ходят с закрытыми лицами, но душа их неприкрыта и широко распахнута".
После Второй Пунической войны система господства "главы семьи" стала ослабевать. Женщины стали приобретать богатство и власть. Это позволяло им иметь большую степень контроля над своей собственностью и таким образом большую независимость в браке. Женщины даже получили возможность разводиться с мужем по собственной инициативе. Император Август, стремясь поощрить большую рождаемость, предоставил женщинам больше свободы. Свободные женщины, родившие троих детей, или освобожденные женщины, родившие четырех, получали также свободу от мужчины опекуна.Положение женщины в значительной степени изменилось, начиная со времен ранней Римской республики и до более позднего этапа Римской империи. В ранний период жена и дочь обладали небольшой властью в экономической, семейной и политической сферах жизни общества. Однако в период поздней Республики и ранней империи изменения в семье предоставили женщине доступ ко всем аспектам общественной жизни.
В период поздней Республики опекунство считалось излишним бременем и редко удерживало женщин от действий по собственной инициативе.











Сейчас читают про: