double arrow

Римская система воспитания и образования

В Риме до конца 2го в. до н.э. образование, как система отсутствовало: в состоятельных семьях детей обучали рабы-педагоги, а дети низших сословий практически не обучались. Но по мере расширения Римской державы возросла потребность в грамотных людях, что привело к формированию народной системы образования, в значительной степени заимствованной у греков. Она предполагала 3 ступени:
1) Людус или схола. 5-летнее обучение мальчиков и девочек с 7ми лет. Школы частные, но плата невысокая, обучение практически общедоступное. В группах по 15-20 человек. Учили писать, читать, считать.
2)Школа грамматика. 5 лет, начиная с 12ти. Плата повышалась, доступно лишь для среднего класса. Группы по 8-10 человек. Обучение по более развёрнутой программе. Читали латинских поэтов, писали сочинения, изучали элементы права, основы философии, математику, астрономию и греческий язык. Отличие от греческой системы образования – отсутствие таких предметов, как музыка, живопись и гимнастика (физ-ра). Практичные римляне считали их необязательными для основной массы учеников.
3)Школа ритора. 3-4 года с 16ти лет. Группы по 5-6 человек. Индивидуальный характер. Метод занятий – не столько лекции препода, сколько практические занятия по типу современных семинаров с ученическими диспутами на заданную тему. Обширная программа – греч язык, латинская и греческая лит-ра, математика, астрономия, юриспруденция, философия, теория и практика ораторского искусства. Риторские школы во II-I вв. до н.э. были редкими, их руководителями были греки-эмигранты. Высокая плата за обучение, доступно только знати. Для полного завершения образования сыновья римской аристократии отправлялись в знаменитые философские или ораторские центры Средиземноморья – в Афины, Пергам, Антиохию, Александрию, на Родос, где 1-2 года слушали лекции самых известных специалистов.
Система образования решала две главные задачи:
1) Обучение элементарным знаниям основной массы римского гражданства (школа первой ступени)
2) Элитарное образование для знати, из которой выходили руководители римского гос-ва.
Дополнительные средства пополнения знаний:
1)Участие римских граждан в деятельности народных собраний, где велись прения, осуждались законопроекты.
2) Многочисленные спектакли (трагедии и комедии), которые пополняли знания римлян в области литературы.
Общий уровень образования был достаточно высоким.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: