Шлока 55. Центрирование атмы в Брахме

(54) Сделав шакти центром ума и ум центром шакти, наблюдай ум, делая объектом (концентрации) высшее состояние.

(55) Сделав атму центром Брахмы, сделав Брахму центром атмы и сделав все Брахмой, оставайся без единой мысли (в самадхи).

Когда кундалини находится в аджне, бинду или сахасраре, шакти находится в центре ума и ум находится в центре шакти. Ум и все его компоненты, которые мы переживаем, являются продуктом шакти. Именно шакти в форме ума отражает объекты, показанные ему. В «Тантрараджа Тантре» говорится: «На массе солнца Парашива отражается в зеркале чистой вимарши, маха бинду появляется на стене читты, освещенное отраженными лучами». Здесь шакти сравнивается с зеркалом. Это зеркало есть стена читты (экран ума). Ум не должен содержать ничего, тогда он будет действовать как зеркало, направленное на солнце, то есть оно будет отражать чистое сознание. В противном случае он отражает грубые, тонкие и каузальные проявления. Когда ум, как ничего не различающая шакти, отражает свет атмы, это именно тот свет, который переживается как просветление. Поэтому объектом концентрации должна быть атма.

Слово «кхе», используемое в оригинальном тексте, означает здесь Брахму, но оно может также означать акашу, или эфир. Это означает высшую цель. «Сделав атму центром Брахмы и Брахму центром атмы», то есть реализовав индивидуальное существование как единое целое, оставайтесь без каких-либо индивидуализирующих концепций. Следует постичь, что атма всегда является центром Брахмы, и наоборот. Это, однако, непостижимо, когда ум полон вритти, или движения. Это подобно ситуации, когда в дождливый день смотришь на пруд, стараясь увидеть свое отражение. Когда вритти прекращаются, когда дождь перестает беспокоить воду, тогда может прийти видение, которое возвращает нас к вступительной сутре Патанджали: «Йога есть прекращение флуктуирующей структуры ума».

В трактате «Авадхута Гита» Даттатрейи утверждается: «Пространство наполнено Им (Брахманом), но Он не наполнен ничем. Он существует внутри и снаружи. Он самосущий и непрерывный. Ум —это, в действительности, форма пространства. Ум, в действительности, многолик. Ум есть прошлое. Ум есть все. Но, в действительности, нет никакого ума. Единение и разделение не существует ни для тебя, ни для меня. Нет ни тебя, ни меня, ни всей этой вселенной. Все, воистину, есть одно космическое Я.

То, что средний человек считает реальностью, отделенной от сверхсознания, является, фактически, частью сверхсознания, но без каких-либо отличительных черт, потому что ничто не может существовать само по себе. Для того, чтобы существовать индивидуально, оно должно быть определено по отношению к чему-либо другому. То, что воспринимается как реальность, всегда является частью чего-то большего и запредельного, и, по сути, это что-то является Брахманом. Невозможно выделить из него ни какую-либо индивидуальность, ни какую-либо «общность».

Единственное яблоко представляет все то дерево, на котором оно росло. Только потому, что вы не видите дерева, когда смотрите на яблоко, нельзя доказывать, что дерево не существует. С другой стороны, по мере того, как дерево растет, появляются яблоки, которые потом падают с дерева и растворяются в той земле, откуда это дерево выросло. Мы можем сказать, что не было никакого индивидуального существования яблока, реальным были только рост дерева и его развитие. Так же обстоит дело с появлением и уходом душ. Как потенциал дерева выражается в яблоке, так и потенциал всей вселенной выражается в индивидуальных именах, формах и существах.

Другим способом сказать «помести атму в центр Брахмы» является «осознай, что атма является потенциалом Брахмы, осознай Брахму» — так же, как яблоко и дерево в своем потенциале не отличаются друг от друга.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: