По организации самостоятельной работы

Общеизвестны трудности в обучении, которые испытывают студенты с первых дней пребывания в вузе. В их основе лежит неподготовленность вчерашних школьников к методике познавательной деятельности, саморегуляции процесса учения.

Знания и умения, практические навыки нельзя передавать от одного человека к другому так, как передаются материальные объекты. Каждый овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда, т.е. с помощью избранных им самим приёмов и направлений поиска информации, организации самостоятельной работы. Именно в поисках средств саморегуляции познавательной деятельности видятся возможности адаптации молодёжи к учебному процессу вуза.

Самостоятельная работа (как и любой другой вид познавательно-практической деятельности) представляет собой единство внешнего и внутреннего. К внешней её стороне относятся наглядно воспринимаемые действия (учебный процесс во всех его многообразных формах, организация рабочего места, техника чтения и записи прочитанного, способы фиксации текста выступления и т.п.). В методической литературе эти вопросы рассматриваются более детально (См.: Приложение 1. Список литературы и источников по проблеме самоорганизации и самовоспитания личности). К внутренней стороне самостоятельной работы относятся приёмы самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля процесса познания. Они носят скрытый характер, но их влияние на повышение эффективности и качество самостоятельной работы исключительно велико. Эти приёмы должны закладываться в процессе школьного и домашнего воспитания и самовоспитания.

У выпускников средней школы должны быть уже сформированы: ценностная ориентация, направленность мотивов, активный интерес к знаниям. Они должны владеть навыками саморегуляции учения, ориентации внимания, самостоятельности, целеустремлённости, уверенности, тренировки памяти и воли и т.д. Однако практика нашей работы свидетельствует об обратном. Преподаватели вузов на собственном опыте знают, чтоэтими приемами вчерашние школьники в должноймере не владеют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: