Слово как средство исторического познания

Основными средствами коммуникации знаний, глубокого усвоения обществоведческих дисциплин и, в частности, истории является слово и текст.

Кем быни был, кем бы ни стремился стать абитуриент, ему необходимо научиться владеть словом - оружием в жизненной борьбе, средством человеческого общения, способом самовыражения своего "я". Искусство владеть словом нужно всегда и во всем: воспитываем ли мы детей, спорим ли с нашими оппонентами, добиваемся ли поддержки единомышленников, решаем научно-технические проблемы, ищем ли истину в запутанных фактах и явлениях, объясняемся ли в любви или делаем открытие в науке. Слово - это средство общения и труда, искусство управлять людьми. Но это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства, это самохарактеристика специалиста.

Как часто мы слышим: «Знаю, а не могу передать мысли», «Не хватает слов», «Я оратором не родился, красиво говорить не умею». Но чтобы говорить хорошо, нужна специальная тренировка.

Чтобы владеть словом, надо иметь глубокие знания, верить в то, что говоришь. Убеждайте убеждениями, а не словоизлияниями. Говорить красиво не значит говорить хорошо.

Все вышесказанное относится также кстуденческой молодежи. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать подлинным мастером слова, умеющим с помощью слова бороться и побеждать, вести за собой, убеждать в своих знаниях?

1. Основные заповеди воспитания и самосовершенствования оратора были выработаны римским оратором и теоретиком ораторского искусства Квинтилианом еще в I веке: надо, преждевсего, обладать большимизнаниями и уметь их точно, ярко, доступно выражать; право быть оратором - это право быть в любых обстоятельствах человеком и гражданином, обладать высокими моральными качествами, стремиться стать с ранней юности "добродетельным мужем"; вырабатывать у себя сообразительность, чтобы уметь найти предмет для разговора, не растеряться в полемике
с противником (стремиться говоритьемко, точно, образно: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять").

2. Знать историю ораторского искусства, учиться на его лучших образцах; при этом не терять ясностимысли, не забывать, что слово служит делу, а не наоборот.

3. Овладеть техникой и культурой речи. Владение литературной речью, языковая грамотность, несомненно, нужны в наше время каждому человеку, студенту, специалисту - в особенности. Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и моментально по аудитории идет шумок. Конечно, не сразу можно научиться говорить интересно и грамотно, но стремиться к этому надо всегда. Не менее важна техникаречи, умение владениясвоими знаниями.

Основы техники речи изложил Марк Туллий Цицерон. Главным для оратора Цицерон считал широкую образованность, без которой невозможно убеждать, защищаться и нападать. Он превыше всего ценил в ораторе не врожденные способности, а трудолюбие, глубокие познания,ум. В ораторском мастерстве Цицерона главное - умение убеждать и переубеждать. Защищая ту или иную точку зрения, он одновременно детально разбирал альтернативу, т.е. противоположные взгляды, позиции, решения, указывал на следствия, которые они вызовут. Он тщательно отрабатывал систему аргументации с помощью фактов, причем одни факты служили доказательству мыслей, а другие действовали на чувства. Цицерон ввел понятие "период" как целостный отрезок речи, в котором логические доводы и эмоциональные компоненты четко подогнаны друг к другу и полностью завершены. В период входит следующая словесная композиция: вступление, изложение существа дела, план разбора вопроса, доказательства (главная часть), краткое повторение или резюме сказанного.

Студенты допускают наиболее типичные ошибки при выступлении на семинарских занятиях, в докладах, дискуссиях:

- злоупотребляют иностранными словами, незнакомыми терминами;

- употребляют слова-паразиты: "так сказать", "ну", "вот”, назойливо повторяют такие обороты, как "я не уверен", "не кажется ли Вам", "Прошу обратить внимание" (хотя иногда их применение полезно);

- преувеличивают эмоциональное начало выступления: докладчик быстро "выдыхается", не в состоянии потом долго удерживатьвнимание слушателей;

- допускают чрезмерную громкость голоса: слушатели через 8-10 мин. уже не воспринимают речь, похожую на крик;

- часто употребляют союзы. М. В. Ломоносов метко заметил: "Союзыподобны гвоздям и клею, чемих меньше, тем лучше".

Известно, что краткость - сестра таланта. Необходимо до предела насыщать полезным и новым содержанием свое выступление, не повторять азбучныхистин, "не растекаться мыслию по древу", отбрасывать все лишнее. И в то же время нужны своеобразные разрядки ("освежающие отступления"), которые снимают усталость при длительном напряженном слушании речи, насыщенной информации.

Каждый из выдающихся ораторов внес свой вклад в ораторское искусство и оставил после себя ценные советы, которые до сеговремени не потеряли своего значения. Необходимо приобщать себя к этому опыту.

Труд - основа успеха любого выступления. При этом, чем лучше студент знает материал, тем увереннее и спокойнее владеет он аудиторией, участвует в работе семинарского занятия. А.Ф. Кони метко заметил: "Размер волнения обратно пропорционалензатраченному на подготовку труду". Эмоции и чувства выступающего должны контролироваться: можно волноваться, но нельзя терять контроль над собой.

Не следует увлекаться в выступлении многими мыслями и касаться многих вопросов, иначе в голове у слушателей мало что останется от выступления или останется пестрота, случайные обрывки и искаженные неточные представления.

Самовоспитание умения владеть речью, голосом надо осуществлять повседневно, используя и беседу с товарищами, и выступление на собрании, в диспуте, и ответ на семинарском и практическом занятии, на экзамене и зачете. Упорно учитесь владеть словом, и речь ваша станет совершенной. Это необходимо, это доступно каждому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: