Международное право как наука и учебная дисциплина

Характеризуя международное право, следует проводить различие между наукой и учебной дисциплиной. Наука и учебный курс международного права имеют много как общего, так и особенного. Безусловно, международное право как учебная дисциплина базируется на науке, имеет с ней одно название, но это разные системные категории; каждая из них имеет свою назначение и свою структуру. Их общее и особенное проявляются в следующем:

- учебная дисциплина базируется на данных науки. Содержание учебного курса во многом зависит от достижений науки, от полноты исследования международно-правовых актов, норм и отношений. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность каких-либо правовых явлений. А учебный курс должен быть полным, логически цельным, «беспробельным».

- содержание и результаты научных исследований содержатся в докладах, статьях, диссертациях, монографиях, а содержание учебной дисциплины раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.

- не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В учебном курсе должны содержаться только базовые, наиболее значимые для студентов положения.

- различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

- учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований обусловлено существующими международно-правовыми позициями субъектов международного права, международно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от опыта, пристрастий, научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, от авторов учебников, от личных качеств преподавателей и т.д.

В последние годы издано много учебной литературы по международному праву. Она различна по объему, содержанию, научному уровню. В целом такое разнообразие положительно. Студенты и преподаватели могут выбирать учебник, который они считают более подходящим для них, пользоваться разными изданиями, сравнивая структуру, содержание, подходы разных авторов к одним и тем же вопросам и качество изложения материала. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: