Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал |
УТВЕРЖДАЮ Директор Ульяновского филиала РАНХиГС ___________________ В.В.Ваховский «_______»__________________ 2014 г |
Рабочая программа дисциплины
«ЭКОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 080100.62 Государственное и муниципальное управление
Профиль: Государственная и муниципальная служба, Региональное управление
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Одобрено на заседании учебно-методической комиссии от «_____»____________2014 г. Протокол №_____ |
Ульяновск
2014 г.
Рабочую программу разработала к.б.н., доцент кафедры государственного управления и муниципального права Зырянова У.П.____.
(подпись)
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и рекомендована к использованию в учебном процессе «____» _________ 20__г., протокол № __.
Заведующая кафедрой, к.п.н. _______________________ Ж.В. Болтачева
(подпись)
Содержание
1. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо. 4
2. Цели освоения учебной дисциплины.. 4
3. Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.. 5
4. Структура и содержание учебной дисциплины.. 6
5. Самостоятельная работа студента. 14
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине. 35
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дициплины 39
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 42
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Экология» относится к математическому и естественнонаучному циклу и является обязательной дисциплиной (Б2.В.ДВ.2.1).
Для освоения дисциплины «Экология» необходимы знания дисциплины «Концепции современного естествознания».
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Главная цель (миссия) программы – сформировать у выпускника (бакалавра), обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, представления об основных законах эволюции живой природы, роли жизнедеятельности человека в изменении экологической обстановки и основных направлениях деятельности по уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Задачами освоения дисциплины «Экология» являются освоение и понимание угрозы надвигающегося экологического кризиса, раскрытие его признаков; понятий экосистема, биоценоз, популяция, как уровней иерархии живых организмов; экологических факторов, воздействующих на живые организмы; длительного процесса эволюции биосферы, ее строения, изложенного в трудах В.И. Вернадского; существования глобальных экологических проблем, причин их возникновения; основных направлений защиты окружающей среды и методов уменьшения ее загрязнения; системы экологического нормирования и мониторинга окружающей среды; экономического механизма охраны окружающей среды и основ законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
- основные понятия, цель и задачи современной экологии;
- процесс формирования и строение биосферы;
- понятия экологических факторов и их влияние на развитие и жизнедеятельность организмов;
- факторы, определяющие устойчивость биосферы;
- организацию жизни в биосфере и основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере;
- существующие в настоящее время глобальные экологические проблемы и причины их возникновения;
- основные причины загрязнения окружающей среды и пути уменьшения ее загрязнения;
- основы экологического нормирования и систему экологических нормативов;
- сущность экологического воспитания, цель и задачи воспитания экологической культуры;
- экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования;
- понятия и формы проявления экологического права;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
УМЕТЬ:
- объяснять сущность первого и второго экологического кризиса и приводить доказательства о вступлении человечества в полосу третьего кризиса;
- разъяснять негативное влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов;
- анализировать влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов;
- использовать информацию об экологических факторах и численности популяций в экологической системе, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
- разъяснять, почему отношение человека к природе должно стать в первую очередь созидающим, а во вторую – потребительским;
- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду.
ВЛАДЕТЬ:
- знаниями правил и законов экологии;
- понятийным аппаратом в области знаний биосферы – живой оболочки Земли;
- навыками определения лимитирующих факторов;
- понятийным аппаратом в области разработки мероприятий по уменьшению загрязнения окружающей среды и риска возникновения экологических проблем;
- знаниями и международном сотрудничестве и достигнутых при этом соглашениях по охране окружающей среды.