double arrow

I. По обеспечению информационно-образовательной и воспитательной задачи учебных занятий

Как известно, согласно ст. 14 Федерального закона «Об образовании», одним из общих требований к содержанию образования является укрепление и совершенствование правового государства. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, выступившего с обращением на Съезде общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» 29 января 2008 года, «формирование правового государства требует высокого профессионализма и в значительной степени, конечно, это дело юристов». Это означает, что стране нужны не просто юристы, а юристы, хорошо подготовленные, высококвалифицированные, творчески и оригинально мыслящие, безупречные в нравственном отношении, способные успешно решать сложные и разнообразные задачи на новых принципах и в новых социально-экономических условиях.

Высокие требования к профессии юриста предъявляют международные стандарты. В Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века, принятой 15 апреля 2000 г. Десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, подчеркивается, что система уголовного правосудия должна быть справедливой, ответственной, этичной и эффективной. Юристы должны консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами (ст. 25 Основных принципов, касающиеся роли юристов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в сентябре 1990 г. в Гаване). Они должны выполнять свои задачи добросовестно и с достоинством (Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.).




Подобные требования предъявляются ко всем профессиональным участникам уголовного судопроизводства. В Резолюции ЭКОСОС ООН от 2006/23 от 27 июля 2006 г. «Укрепление основных принципов поведения судей» (Бангалорские принципы поведения судей) прямо указывается, что соблюдение этических норм, демонстрация соблюдения этических норм являются неотъемлемой частью деятельности судей (п. 4).

Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в сентябре 1990 г. в Гаване) устанавливают: «Лица, отобранные для осуществления судебного преследования, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию» (ст.1); они должны сознавать «идеалы и этические нормы, присущие этой должности» и быть осведомленными «о конституционных и нормативных мерах по охране прав обвиняемых лиц и жертв, а также о правах человека и основных свободах, признанных национальным и международным правом» (п.«b» ст.2); «лица, осуществляющие судебное преследование, в соответствии с законом исполняют свои обязанности справедливо, последовательно и быстро, уважают и защищают человеческое достоинство и защищают права человека, способствуя тем самым обеспечению надлежащего процесса и бесперебойному функционированию системы уголовного правосудия (ст.12). В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» в числе многочисленных обязанностей прокурора указывается обязанность «выполнять свои обязанности честно, беспристрастно и объективно» (ст.24), а в Европейских руководящих принципах по этике и поведению прокуроров (приняты на 6-й конференции Генеральных Прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.) – «выполнять свои функции честно, беспристрастно, последовательно и быстро» (пр.I) «всегда вести себя профессионально», «соответствовать высочайшим стандартам честности и заботы) (пр.II).В этих и других международных документах расписан профессиональный и этический портрет прокурорских должностей. Имеются подобные акты и об адвокатах и об оперативно-розыскных работниках.

В «Основных положениях о роли адвокатов», принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, сказано: «Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами» (ст.14). В принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. Резолюции № 690 «Декларация о полиции» первый раздел называется «Этика», где указываются основные этические стандарты, предъявляемые к этой профессии.



Особое значение имеет подготовка специалистов, работающих с детьми. В силу Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, принятых Резолюцией ЭКОСОС ООН 2005/20 от 22 июля 2005 г., такая подготовка должна включать принципы и этические нормы выполнения соответствующих служебных обязанностей (ст.42 п.b).

Генеральная Ассамблея ООН в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью от 29 ноября 1985 г., назвала усилия по содействию соблюдению кодексов поведения и этических норм, в частности международных стандартов, государственными служащими, включая сотрудников правоохранительных органов в качестве необходимых мер в целях ограничения виктимизации (ст.4 п.f).

Преподаватель финансового права должен знать международные акты и использовать их в учебном процессе в силу международных установок, указанных в Программе помощи Организации Объединенных Наций в области преподавания, изучения и распространения более широкого признания международного права (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 2005 г.) и Рекомендации Комитета Министров Совета Европы № R (2004) 4 от 12 мая 2004 г. «По вопросу изучения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в университетах и в рамках профессионального обучения», а также положений отечественного законодательства. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А в ст. 1 УПК РФ закреплена норма о том, что эти принципы, нормы и договоры являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. В учебном плане они имеют как информационно-образовательное, так и воспитательное значение.

Такое же значение имеют политико-правовые (например, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г.), нормативно-правовые (УПК РФ, законы о прокуратуре, милиции, ФСБ, судебной системе, статусе судей, мировых судьях, об адвокатской деятельности и адвокатуре и многие другие) и иные документы. Имеются в виду: Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.; Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями, утвержденными вторым Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.).

Пронизанные нравственным духом требования содержатся и в самих законах. Так, в ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в числе обязанностей адвоката предусмотрены следующие: честно, разумно и добросовестно обеспечивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами, соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката. В ст.8 Закона о статусе судей прописана присяга судьи следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». Аналогичное, но более емкое содержание имеет текст присяги прокурора (следователя), сформулированной в ст.40.4 Закона о прокуратуре РФ. Впервые назначаемые на эти должности лица дают клятву: «свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей …, постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры …».

Все эти положения свидетельствуют, во-первых, о том, что этическая составляющая должна занять весомое место в учебно-воспитательной работе по подготовке юридических кадров. Во-вторых, они служат ориентирами, определяющими содержание и рамки этой работы. В-третьих, уголовный процесс как одна из основных учебных дисциплин должен иметь ярко выраженную этическую окраску. А чтобы успешно сочетать информационные, образовательные и воспитательные аспекты данного предмета он включает в себя изучение большого количества международных актов, отечественного и зарубежного законодательства, политико-правовых актов и ведомственных документов, научной, учебной, методической литературы и материалов практики. Без этого, к тому же без постоянного пополнения своих знаний новыми, преподаватель не сможет выполнить свои обязанности, предписанные ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а именно: обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; систематически повышать свою квалификацию. Прежде всего нужно знать, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции 34/169 от 17 декабря 1979 г., принявшей Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, указала: «нормы, как таковые, не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки и путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка».

Поскольку основными законами, регулирующими Финансовое право », является БК РФ, НК РФ, преподавателю полезно знать как юридическую, так и нравственную, воспитательную сущность самого этого закона. Она проявляется во многих аспектах. В порядке иллюстрации укажем только на некоторые из них. Так,

Соответственно, система обучения должна строиться таким образом, чтобы все формы учебной работы имели не только познавательную, но и воспитательную направленность. В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, говорится: «Воспитательные задачи высшего учебного заведения, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников» (п. 23). Здесь действует давно известная педагогическая формула: «Нельзя воспитывать, не обучая чему-нибудь, нельзя обучать, не воспитывая в то же время». В 60-е годы прошлого столетия для прогрессивных русских педагогов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова Н.А. Добролюбова и др. это положение было аксиомой.

Оно остается аксиомой и в настоящее время. В Модельном образовательном кодексе для государств-участников СНГ, принятом 16 ноября 2006 г. Международной Ассамблеей государств-участников СНГ, образование интерпретируется как «процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества» (ст.1). Причем в ст.10 обозначены основные цели и задачи образования, в том числе: искоренение коррупции, неравенства, воспитание патриотов своих стран, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В Модельном законе для государств-участников СНГ «О статусе работника образования», принятом 16 ноября 2006 г., обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса названо среди основных обязанностей педагогического (научно-педагогического) работника (ч.2 ст.8).

Даже самый образованный человек не сможет достойно применить свои знания и опыт, если он недостаточно воспитан. Годы обучения всевозможным наукам можно считать потраченными впустую, если выходящий из стен вуза специалист не вынес элементарных понятий о добре, нравственности, уважении человеческого достоинства, если свои знания он ставит на службу низменным целям. «Студент, - писал А.Ф. Кони, - обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но и нравственные заветы, которые подчерпываются в источнике добра, правды и серьезного знания, называемого наукой; эти заветы и в конце жизни светят студенту и умиляют его при мысли об университете».

Необходимой предпосылкой формирования основ профессионального мастерства в вузе является воспитание у студентов всех качеств, которыми должен обладать современный юрист – это такие, например, качества, как, глубокие и прочные знания общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, духовно-культурные, моральные, собственно-профессиональные, психологические, филологические и другие. Юристу должны быть присущи: терпеливость (способность переносить неприятные специфические стороны профессиональной деятельности при выполнении служебных функций); настойчивость (упорство, твердость в достижении целей и задач, способность преодолевать препятствия в профессиональной деятельности); самообладание (выдержка, хладнокровие, умение владеть собой особенно в стрессовых ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности); объективность (беспристрастность, отсутствие предвзятости в оценке результатов своей деятельности и деятельности коллег, в суждениях о работе и поступках других людей); скромность (щепетильность, деликатность).

В условиях, когда в нашей стране взят решительный курс на преодоление правового нигилизма, повышение правовой культуры общества и противодействие коррупции, особое значение имеет нравственное, антикоррупционное[1] воспитание студентов. Этот процесс в вузе имеет свою специфику и сложность, обусловленные необходимостью, с одной стороны, продолжать работу по формированию гармонически развитой личности, с другой – воспитывать специалиста определенного профиля, отвечающего современным требованиям общества. Моральное просвещение призвано будить этическое мышление студентов, помогать им находить ответы на вопросы: в чем состоит специфика профессии, какими нравственными качествами должен обладать юрист, каковы пути их формирования. Без понимания того, к чему необходимо стремиться, без ясного представления о профессиональных требованиях к личности юриста утрачивается смысл нравственной подготовки к будущей деятельности, возникает бездумное отношение к ней, понижается требовательность к себе.

Важная роль в нравственном воспитании студентов, будущих юристов, принадлежит преподавателю, так как перед ним стоит задача формирования юриста-профессионала. Для этого он обязан четко себе представлять, какими личными качествами должен обладать юрист, какие на этот счет существуют нормативно-правовые требования, и довести их до сознания студентов.

Объясняется это рядом причин. Юридическая профессия – гуманная, глубоко человеческая, носящая высоконравственный характер профессия. В процессе практической работы юристу приходится сталкиваться буквально со всеми сторонами жизни человечества – хозяйственными, социально-культурными, семейно-бытовыми и т.д. При ведении любого юридического дела его обязанность – утверждать общегосударственную дисциплину, высокие начала человеческой морали, принципы подлинной справедливости, правды, истины, быть проводником правовой культуры, нетерпимого отношения к коррупции, к правонарушениям. Юрист стоит на страже интересов не только государства и общества, но и граждан. Образование и воспитание – суть категории, тесно связанные между собой, взаимообусловленные, взаимопроникающие друг в друга.

Задачей учебно-воспитательного процесса в вузе является формирование у студентов заинтересованного, положительного отношения к профессии – устойчивой профессиональной направленности как важного морально-делового качества будущего юриста. Подготовка к профессии – это не только накопление знаний, но и формирование готовности трудиться.

Несомненно, огромное значение в проводимой преподавателем воспитательной работе имеет его собственный профессионально-нравственный облик. Личность педагога-воспитателя играет решающую роль. Родоначальник отечественной педагогики К.Д. Ушинский, утверждал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие другой личности, только характером можно образовывать характер. В каждом наставнике важны характер, нравственность и убеждения. Кроме того, К.Д. Ушинский справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений. «Личность учителя, писал он, это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно».

В содержание профессиональных качеств преподавателя входят:

· представление о социальной роли и общественном престиже педагогической профессии;

· интерес к студенту как к полноценной личности, умение понимать его особенности и потребности;

· педагогическая наблюдательность и зоркость;

· педагогический такт;

· педагогическое воображение;

· устойчивые духовные и познавательные интересы;

· требовательность как черта характера;

· честность, принципиальность, справедливость, скромность, верность слову, коммуникативность, сдержанность;

· профессиональная работоспособность.

Современный преподаватель – это человек высокой культуры, широкой эрудиции, настоящий интеллигент, умеющий ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке информации.

Следует помнить, что деятельность преподавателя вуза значительно отличается от деятельности учителя школы, что объясняется особенностями возраста студентов, их личностными особенностями, целями, задачами и содержанием обучения и воспитания в высшей школе. Преподаватель, обучающий студентов-юристов, должен знать юридическую педагогику[2], обладать профессиональной педагогической образованностью, воплощенная в педагогический профессионализм на уровне высокой профессиональной культуры. Педагогическая культура – высокая степень развития личных качеств и подготовки педагога, их полного соответствия специфике педагогического труда, обеспечивающего максимально возможную эффективность.

Нельзя не считаться и с тем, что в формировании нравственной ответственности студента большую роль играет его самостоятельная работа над собой – самовоспитание, требования к себе. Добиться того, чтобы студенты постоянно повышали уровень нравственных требований, создать благоприятные возможности для того, чтобы нравственная энергия находила практический общественно значимый выход, – в этом сущность работы по воспитанию студентов.

Основная цель юридических вузов и факультетов – выпускники должны суметь проявить себя с лучшей стороны в практической работе. Этому в немалой степени способствует их филологическое обучение, развитие их устной и письменной речи. Они должны уметь грамотно, юридически и филологически правильно построить свою речь, составить процессуальный документ. Институт предпринимает для этого соответствующие меры.

Здоровый образ жизни – это емкое понятие, охватывающее физическое, психическое, духовное, нравственное здоровье, благополучие в политической, экономической, социальной, интеллектуальной, культурной, экологической и прочей сфере. Образ жизни – это стиль, основные, типичные, существенные черты, формы и способы деятельности отдельных личностей, коллективов, наций, народностей, всего общества. Данное понятие фактически синтезирует всю практическую деятельность людей и систему ценностных ориентаций, впитавших все богатство общечеловеческого опыта.

Образ жизни – это тот феномен, от которого в основном зависят здоровье людей, долголетие, успех выполнения ими свои социальных и профессиональных функций, их развитие и совершенствование как личностей. Именно поэтому обеспечение достойной жизни и условий свободного развития человека признано политикой государства (ст.7 Конституции РФ).

Формирование здорового образа жизни предполагает избавление людей от всех аномалий и вредных привычек, куда входят пьянство, курение, наркомания, неправильное питание, несоблюдение гигиенических правил, сквернословие в общении, нравственное одичание, бездуховность, варварство, вульгарность, невежество, расхлябанность, стремление к наживе любой ценой и безудержному потребительству, патологический индивидуализм и многие иные пороки, в том числе правонарушения и аморальные действия. Словом, в контексте здорового образа жизни термин «здоровый» означает не только «обладающий здоровьем, не больной», но и «полезный, правильный» (Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999. С.227).

Все это составляет направления воспитательной работы преподавателя. Они изложены в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции «Социально-правовые основы здорового образа жизни и пути их укрепления», проведенной 18 сентября 2003 года в Институте права Башгосуниверситета.







Сейчас читают про: