Правовой режим международных рек и проливов

Международными считаются реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие их территории. Согласно устоявшийся классификации международные реки подразделяются на: · судоходные (или соответственно международные имеющие выход к морю)· трансграничные (протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение)· пограничные (по которым проходит граница между прибрежными государствами.Но классификация не абсолютна, т.к. любая река м.б. и трансграничной, а через 1000 км. пограничной. Основные международно-правовые документы, определяющие статус и правовой режим международных рек: 1. Заключительный акт Венского конгресса 1815 г. (установил принцип свободы судоходства по международным рекам Европы и установил юрисдикцию прибрежных государств над соответствующими участками такой реки).2. Парижский мирный договор 1856 года (установил свободу судоходства по Дунаю и учредил Европейско-дунайскую комиссию).3. Барселонская конвенция и статус о режиме судоходных путей международного значения 1921 года.4. Женевская конвенция 1929 года. О гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств.5. Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 года.6. В 1961 г. Институтом международного права была принята резолюция, в которой отмечалось, что право государств ис­пользовать воды международных рек «ограничено правом использо­вания других государств, имеющих интерес к тому же водотоку или гидрографическому бассейну», а в случае возникновения разногласий «урегулирование будет осуществляться на основе справедливости, с особым учетом их соответствующих потребностей, а также и других относящихся к делу обстоятельств». Проливы, используемые для международного судоходства. Специальный раздел Конвенции ООН 1982 года закрепил положения, которые применяются к проливам, используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. При этом к таким проливам относятся проливы, воды которых входят в территориальное море прибрежных государств. В том случае, если в каком-либо проливе, используемом для международного судоходства, имеется более удобный судоходный путь, проходящий в открытом море или исключительной экономической зоне, то режим судоходства в проливе не подпадает под действие названного специального раздела Конвенции ООН 1982 года. Этот раздел не применяется и к проливам, проходов которых регулируется в целом или частично давно действующими и находящимися в силе международными конвенциями. В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. В международных проливах, государства, граничащие с ними, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это вызывается необходимостью обеспечения безопаснос­ти судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения движения.. Суда при осу­ществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: