Игра как ведущая деятельность дошкольника: ее развитие и виды. Значение игры в психическом и личностном развитии ребенка

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.

как происходит развитие игры, их совершенствование, условно разделим дошкольное детство на 3 периода: 1) младший дошкольник (3-4 года); 2) средний дошкольник (4-5 лет); 3) старший дошкольник (5-6 лет).

Младшие дошкольники чаще играют в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, двигательные навыки. Младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых – в этом основное содержание игры младших дошкольников.

Игровой сюжет, как и роль игровая, еще не планируются.

В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности – ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строится это отношение, строго следят за соблюдением правил и стараются сами им следовать.

Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Благодаря таким играм, дети приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними.

У старших дошкольников содержанием игры становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют свое внимание на то, что «бывает». Поэтому они спорят о том, что бывает и что не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больными?» и т.п.

В этом возрасте игра уже, действительно, носит характер сюжетно-ролевой.

Рассмотрим структуру развернутой сюжетно-ролевой игры:

1) Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. Дети играют во все профессии, которые только знают. Самое важное в ролевой игре то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность обобщенно, в символическом виде.

2) Символизм игры, т.е. ребенок заменяет реальные предметы заместителями (знакомыми символами) этих предметов, которые хоть немного имеют сходство с реальным (полспички – мишутка, спичка – мама-мишка и т.п.).

3) Игровые действия.

4) Правила. Ребенок испытывает удовольствие от того, что он действует так, как требуют правила.

Итак, подытожим, каково же значение игры для психического развития ребенка?:

- во-первых, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов;

- во-вторых, игра оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка (мыслит в плане представлений, т.к. символизация игры характерна);

- в-третьих, в игре, подчиняясь ее правилам, исходя из взятой на себя роли, ребенок развивает свои чувства и волевую регуляцию поведения;

- в-четвертых, играя, ребенок усваивает элементарные элементы учебной деятельности;

- в-пятых, большое влияние игры на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого участника определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие речи. Развивается знаковая функция речи;

- в-шестых, игра особое значение имеет для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, мотивами и поступками других людей.

Помимо игры как ведущей деятельности, большое значение занимают такие виды деятельности, как, например, изобразительное искусство, в частности детское рисование, музыка, элементарный труд, восприятие сказки, учение.





Подборка статей по вашей теме: