Границы возраста – 15-18 лет.
Социальная ситуация развития - характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.
Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста.Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых. Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет. К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст. У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.
|
|
45. Формирование жизненных планов и проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы. Именно жизненные планы Л. С. Выготский рассматривал как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Как видно, о жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.
|
|
Профессиональное самоопределение следует понимать как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространстве жизненного пути человека (л.и. Катаева, Т.А. Полозова), где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни.
Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека:
1) выбор трудового пространства для приложения
личностью ресурсов трудовой активности;
2) выбор профессии;
3) реализации содержания трудовой деятельности.
На самоопределение влияют:
Социальное положение семьи
Материальное благополучие семьи
Уровень образования родителей
Случайные факторы подрост. и юнош. увлечений
Приведите конкретные примеры влияния каждого из факторов на профессиональное самоопределение юноши из собственного опыта.
Раннее профессиональное самоопределение обычно связано:
· с неблагополучными семейными условиями;
· с низкой успеваемостью в школе;
· с недостаточно осознанным выбором специальности:
Затягивание, откладывание самоопределения связано:
а) с отсyтствием устойчивых интересов;
б) при незрелости личности.
Э. Роу связывает профессиональное становление человека с характером дeтско-родительских отношений в семье.
Авторитарные родители могyт не считаться с интересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами пределяют, что ему нужно, с какими умениями ему будет легче жить. Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу каких-то обстоятельств не приобрели, могyт принижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок его стремлениям. Диктат родителей может привести к тому, что проучившись, проработав, человек поймет: надо менять специальность и заново строить жизнь.
Профессиональное самоопределение идет с точки зрения:
а) ИНТЕРЕСОВ оптанта (человека, выбирающего профессию).
б) выбор профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта.
в) выбор профессии с точки зрения СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: «Хочу помогать ЛЮДЯМ
На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии.
Практическое принятие решения включает в себя два компонента:
1. Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему.
2. Выбор специальности.