double arrow

Особенности социализации ребенка в условиях современного российского общества


Из множества существующих интерпретаций понятия «социализация» наиболее распространенной является ее понимание как процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.).

Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.

Основными институтами социализации традиционно являются семья, система образования и религия.

Социальные институты, отвечающие за социализацию поколения, являются консервативными по своей сути, они направлены на поддержание и трансляцию сложившегося в обществе социокультурного образца, а трансформирующееся общество требует инновационных форм поведения, которые не могут быть алгоритмизированы в традиционно сложившихся институтах.

Таким образом, создается эмоциональный вакуум у той части социума, которая более всего стремиться к поиску адекватных способов понимания себя и окружающего мира. Этот недостаток восполняется у части подростков обращением к музыке, что определяется как ее специфическими особенностями, так и спецификой социальной ситуации, в которой оказывается современный российский подросток в особенности в крупных городах.




Для крупного города с его высоким темпом жизни, приоритетом личной активности, большей социально-экономической разнородностью свойственны скудость эмоциональных контактов, анонимность общения, значительная дистанцированность людей друг от друга, приоритеты индивидуализма. Для подростков, которые в силу возрастных особенностей расположены к коллективизму, к эмоционально насыщенным отношениям, создаются, таким образом, дополнительные трудности. К свойственному этому возрасту процессу отрыва от семьи, ослаблению эмоциональных контактов с родителями добавляется разница ценностных приоритетов, что дополнительно увеличивает степень генерационного отчуждения и затрудняет процесс направленной семейной социализации. Это сказывается на увеличении массовой доли стихийной социализации. Ценностные установки, закладываемые в процессе такого рода социализации, во многом формируются под воздействием подростковой субкультуры, в частности музыкальной, т.к. одним из основных критериев формирования «своей» среды и референтной группы является сфера музыкальных интересов, обеспечивающая, едва ли не основные потребности человека в этом возрасте - эмоциональную близость и потребность в общении.



34 вопрос Современные тенденции развития школьного образования в России.Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

Характерными чертами этой новой отечественной системы исторического образования можно считать:



* ликвидацию марксистско-ленинской идеологической основы системы образования; * придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее “закрытого”, ведомственного подхода;

* становление государственно-общественного механизма управления системой образования (а не ведомственного, как было в советскую эпоху);

* обеспечение принципа регионализации и децентрализации образования вместо унификации и централизации;

* признание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека;

* признание поли культурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов, которые должны быть отражены в системе исторического образования.

Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования. Достижение названной стратегической цели предполагает решение приоритетных взаимосвязанных задач:

* обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

* достижение современного качества общего и профессионального образования;

* формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

* повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Стратегическая цель государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: - модернизация институтов образования как инструментов социального развития; - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; - обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.







Сейчас читают про: