В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Главный фактор - созревание к 7ми годам коры больших полушарий.
Кризис семи лет. Связан с поступлением ребенка в школу, проявляется в поведении: манерничество, кривление.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка.
Социальная ситуация развития – «Ученик – учитель – общество». Характеристика учебной деятельности, ее структура. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом.
Предмет учебной деятельности – оценка собственного поведения в процессе обучения. Начинается учебная деятельность с того, что ребенка оценивают.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством.
Новообразование:
–произвольность психических процессов, происходит зарождение рефлексии (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс мыслительной деятельности)
- становление внутреннего плана действий, т.е. способности ориентироваться в чем-либо, выделять существенное, планировать ход решения,
Особенности психического развития:
1. Восприятие:
- несовершенно и поверхностно,
- эмоциональность восприятия,
- сенсорные эталоны (цвета, формы, геометрические фигуры),
-переход от произвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, который подчинен определенной задаче
2. Внимание:
- неустойчивое,
- с маленьким объемом и распределением,
- слабоорганизованное,
- способность сосредотачиваться на малоинтересных и ненужных вещах,
- развитие внимания также связано с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий,
3. Память:
- наглядно-образная,
- развивается долговременная,
- интенсивно формируется прием запоминания и воспроизведения.
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
4. Мышление:
- преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями, понимание закономерностей,
- школьник овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений,
- словесно-логическое, понятийное,
- мышление опирается на наглядность,
5. Воображение:
- репродуктивное, т.е. школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете,
- опирается на картинки, натуры,
- предпосылка творческого (продуктивного) воображения
6. Речь:
- письменная речь,
- увеличение словарного запаса, уточняется значение слов,
- развивается связанная речь, длительное умение слушать и слышать,
- развитие фонематического слуха