double arrow

Общая психологическая характеристика развития младшего школьника. Задачи воспитания

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Главный фактор - созревание к 7ми годам коры больших полушарий.

Кризис семи лет. Связан с поступлением ребенка в школу, проявляется в поведении: манерничество, кривление.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка.

Социальная ситуация развития – «Ученик – учитель – общество». Характеристика учебной деятельности, ее структура. Учитель – очень значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом.

Предмет учебной деятельности – оценка собственного поведения в процессе обучения. Начинается учебная деятельность с того, что ребенка оценивают.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством.

Новообразование:

–произвольность психических процессов, происходит зарождение рефлексии (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс мыслительной деятельности)

- становление внутреннего плана действий, т.е. способности ориентироваться в чем-либо, выделять существенное, планировать ход решения,

Особенности психического развития:

1. Восприятие:

- несовершенно и поверхностно,

- эмоциональность восприятия,

- сенсорные эталоны (цвета, формы, геометрические фигуры),

-переход от произвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, который подчинен определенной задаче

2. Внимание:

- неустойчивое,

- с маленьким объемом и распределением,

- слабоорганизованное,

- способность сосредотачиваться на малоинтересных и ненужных вещах,

- развитие внимания также связано с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий,

3. Память:

- наглядно-образная,

- развивается долговременная,

- интенсивно формируется прием запоминания и воспроизведения.

- усиливается роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

4. Мышление:

- преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями, понимание закономерностей,

- школьник овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений,

- словесно-логическое, понятийное,

- мышление опирается на наглядность,

5. Воображение:

- репродуктивное, т.е. школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете,

- опирается на картинки, натуры,

- предпосылка творческого (продуктивного) воображения

6. Речь:

- письменная речь,

- увеличение словарного запаса, уточняется значение слов,

- развивается связанная речь, длительное умение слушать и слышать,

- развитие фонематического слуха


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: