Вопрос № 38 Психосоциальные аспекты профессионального самоопределения личности

Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральным и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельного выбора профессии и дальнейшего овладения ею.

Профессиональное самоопределение - сложный, перманентный процесс профессионального выбора - это процесс самопознания и объективной оценки подрастающим поколением собственных индивидуальных особенностей, сопоставления своих профессионально важных качеств и возможностей требованиям, необходимыми для овладения конкретной профессией.

В психологическом плане выбор профессии представляет собой единство двух аспектных явлений: субъекта выбора, то есть тот, кто выбирает и объекта выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект определяют неоднозначность совершенного выбора. Это объясняется богатством характеристик, которыми они обладают.

Вместе с тем деятельность, как форма взаимосвязи объекта с субъектами, образует условия психологического отражения и выступает как механизм детерминирующего влияния на личность.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с фактором профориентации.

Выбор профессии состоит из ряда последовательных этапов, сливающихся в один процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности - от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности, и во временном аспекте реализуется тремя стадиями: спонтанно, профильно, конкретно профессионально. Эти стадии различаются по глубине и содержанием субъективного самопознания:

1) на стадии профессионального самоопределения осуществляется первичная ориентация в разных видах деятельности,

2) в профильном самоопределении молодым человеком на основе рефлексии собственных интересов, способностей осуществляется первичный выбор профессиональной сферы, что ей соответствует,

3) на стадии конкретно профессионального самоопределения молодой человек рефлексирует максимально широкий круг внутренних и внешних социальных факторов.

Среди психологических теорий профессионального самоопределения личности можно отметить два основных направления: 1) профессиональное самоопределение характеризуется как личностное новообразование, возникающее в старшем школьном возрасте (М.Ю. Варбан, А. Маслоу, М. Муканов и др..)

2) профессиональное самоопределение рассматривается как искусственно организованный процесс.

Ряд психологов (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Б.С. Круглов, П. Ников и др.)., которые изучали вопрос формирования особистости в юношеском возрасте, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, когда устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора дальнейшего жизненного пути находится в центре интересов и планов старшеклассников. Перед ними встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, как стать настоящими людьми, в чем смысл жизни и многие другие. Юноши и девушки стремятся занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя членами общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Большинство специалистов по профориентации (Н.Н. Захаров Е.Н. Павлютенков, В.Ф. Сазонов и др..) до наиболее важных субъективных условий выбора профессии относят мотивы, интересы, склонности, способности индивида к трудовой деятельности, которую он выбирает. Именно эти образования определяют программу жизненного развития личности, в свою очередь, обусловливает готовность личности к профессиональному самоопределению. К объективным факторам относят наличие вакантных мест в различных отраслях народного хозяйства, условия труда и т.д.. Кроме того, профессиональное самоопределение старшеклассников связано с выбором ими социальной среды, "присоединение" к профессии как к определенной сфере социальной активности. Российский ученый Е.А. Климов предлагает учитывать следующие факторы профессионального самоопределения личности:

1. Позицию родителей, старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от нее самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, и предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить в свое время.

2. Позицию друзей. Дружеские отношения старшеклассников являются достаточно прочными и не исключено влияние их на выбор профессии. Позиция микрогруппы может даже стать решающим в профессиональном самоопределении. Особенно это актуально для людей со стандартизированным мышлением, склонных к подражанию и стереотипов, не имеющих возможности четко сформулировать собственную жизненную позицию, потребителей, а не творцов.

3. Позицию школьных педагогов. Каждый учитель, наблюдая за поведением ученика в учебном процессе, анализирует его интересы, склонности, направления мышления и конечно может дать очень ценный совет, к тому же, опытный педагог способен предотвратить такой распространенной ошибке при выборе профессии, как отождествление школьного предмета и определенной, родственного им профессии. Он поможет четко различать эти понятия. Учитель способствует формированию у учащихся ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение потребностей самосовершенствования, самоутверждения, профессионального роста, воспитанию у учащихся любви к труду, положительного отношения ко всем видам технической деятельности, пониманию необходимости технического труда как для общества, так и для жизни самого человека.

4. Личные профессиональные планы, которые формируются в зависимости от склада ума и характера человека.

5. Способности, которые представляют собой индивидуальные психологические особенности человека и проявляющиеся в трудовой или иной деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, приобретение умений и навыков.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Несоответствие внутренних образов человека жизненным реалиям неизбежно приведет к разочарованию.

7. Осведомленность о профессии. Важно позаботиться о том, чтобы сведения, приобретаемые человеком о той или иной профессии, не проявились искаженными, неполными, односторонними. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии может привести к серьезным ошибкам и разочарований.

8. Склонности - проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Такая совокупность средств профессиональной ориентации предопределяет успех решения задач обучения и консультирования учащихся, формирования профессиональных интересов и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодоления трудностей на различных этапах профессионального самоопределения. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, с которой личность черпает мотивы и цели своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: