Критерии отнесения дела:
Общий критерий – характер спора и субъектный состав.
Специальные критерии –отнесения спора ФЗ к компетенции арбитражного суда; отсутствие в ФЗ внесудебного порядка; отсутствие в досудебного порядка.
Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:
1. Ст. 29 АПК РФ
2. Гл. 12 НК – о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней.
3. Ст. 47 НК – о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений.
4. О ликвидации юридических лиц ст. 31 НК
5. О прекращении размещения, проектирования, строительства… объектов, если они нарушают требования по охране окружающей среды.
6. О приостановлении или прекращении деятельности – ст. 29 ФЗ «Об отходах производства и потребления»
7. Об аннулировании лицензий – ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
8. Об обратном взыскании неосновательно списанных средвтс ст. 38 ФЗ «О ЦБ РФ»
|
|
9. Иные категории дел.
Отнесение спора ФЗ к компетенции арбитражного суда:
Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с ФЗ отнесено к компетенции арбитражных судов.
Например:
ст. 138 НК РФ,
ст. 5 Таможенного кодекса;
ст. 7.1 ФЗ «О государственном регулироании тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции»
Ст. 32 и ст. 33 ФЗ «О рекламе»
Ст. 78 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Нормативно-правовые акты органов МСУ (затрагивающие отдельные аспекты экономической деятельности) рассматриваются исключительно арбитражными судами.
Нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ – в судах общей юрисдикции.
На федеральном уровне – в соответствии с законом.
Отсутствие в ФЗ досудебного порядка урегулирования спора
Решение о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.