Показатели результатов любого вида деятельности занимают особое место в ее характеристики, поскольку отражают степень достижения поставленных целей. Достоверность оценки результатов экономической деятельности зависит от системы показателей и методологии их расчета.
Макроэкономическими показателями принято называть показатели результатов функционирования экономики в целом на национальном уровне.
Системой показателей называют совокупность показателей, которые взаимосвязаны между собой, рассчитаны на единых методологических принципах, дополняют друг друга и ориентированы на достижения цели исследования.
Показатели состоят из величины, измеряющих результат деятельности. Так характеризует понятие показателей результатов Еврстат.
Показатели результатов подразделяются на показатели валовых и конечных (чистых) результатов. В системе национальных счетов (СНС) валовые показатели отличаются от частых на величину износа основного капитала (амортизации).
Система основных макроэкономических показателей результатов включает:
- валовой выпуск (ВВ);
- валовой внутренний продукт (ВВП);
- чистый внутренний продукт (ЧВП);
- национальный доход (НД);
- валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
- чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД);
- валовая прибыль экономики (ВПЭ);
- чистая прибыль экономики (ЧПЭ);
- валовое национальное сбережение (ВНС);
- чистое национальное сбережение (ЧНС).
Для расчета показателей результатов экономической деятельности используется и система показателей затрат и налогов.
Динамика основных макроэкономических показателей РФ представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Динамика основных макроэкономических показателей РФ
| Показатель | Ед. изм. | ||||||
| ВВП | млрд. руб. | ||||||
| % к пред.пер. | 6,4 | 8,2 | 8,5 | 5,2 | -7,8 | 4,0 | |
| Промышленное производство | % к соотв. пер. пред.года | 5,1 | 6,3 | 6,8 | 0,6 | -9,3 | 8,2 |
| Инвестиции в основной капитал | % к соотв. пер. пред.года | 10,9 | 16,7 | 22,7 | 9,9 | -16,2 | 6,0 |
| Реальные доходы населения | % к соотв. пер. пред.года | 12,4 | 13,5 | 12,1 | 2,3 | 2,1 | 4,2 |
| Инфляция | % к пред.пер. | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 |
| Безработица | % экон. актив. нас. | 7,6 | 7,2 | 6,1 | 6,4 | 8,4 | 7,5 |
| Федеральный бюджет | |||||||
| доходы | млрд. руб. | ||||||
| % ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,4 | 22,5 | 18,9 | 18,5 | |
| профицит | млрд. руб. | -2300 | -1812 | ||||
| % ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -5,9 | -4,0 | |
| Консолидированный бюджет | |||||||
| доходы | млрд. руб. | ||||||
| % ВВП | 39,7 | 39,5 | 40,2 | 38,8 | 34,6 | 35,0 | |
| профицит | млрд. руб. | -2427 | -1585 | ||||
| % ВВП | 8,1 | 8,4 | 6,0 | 4,9 | -6,3 | -3,5 | |
| Стабилизационный фонд | млрд. руб. | ||||||
| Резервный фонд | млрд. руб. | ||||||
| Фонд национального благосостояния | млрд. руб. | ||||||
| Цена нефти Urals | долл./барр. | 50,0 | 61,1 | 68,9 | 94,8 | 60,4 | 77,9 |
| Экспорт | млрд. долл. | 243,8 | 303,6 | 354,4 | 471,6 | 303,4 | 400,4 |
| % ВВП | 31,9 | 30,7 | 27,3 | 28,3 | 24,8 | 27,1 | |
| Импорт | млрд. долл. | 125,4 | 164,3 | 223,5 | 291,9 | 191,8 | 248,7 |
| % ВВП | 16,4 | 16,6 | 17,2 | 17,5 | 15,7 | 16,8 | |
| Золотовалютные резервы | млрд. долл. | 182,2 | 303,7 | 478,8 | 427,1 | 439,0 | 479,4 |
| мес. импорта | 13,3 | 17,4 | 20,4 | 14,0 | 20,8 | 22,7 | |
| Денежная масса M2 | % к соотв. пер. пред.года | 38,6 | 48,8 | 47,5 | 1,7 | 16,3 | 27,5 |
| Обменный курс (средний за период) | руб/долл | 28,3 | 27,2 | 25,6 | 24,8 | 31,7 | 30,4 |
| Индекс реального курса рубля к доллару | % к пред.пер. | 3,9 | 17,0 | 15,0 | -0,2 | -0,4 | 4,0 |
| дек 1997 г. = 100% | 97,3 | 113,5 | 130,6 | 129,1 | 128,7 | 133,5 | |
| Внешний долг РФ | млрд. долл. | 257,2 | 313,2 | 463,9 | 480,5 | 467,2 | 483,0 |
| % ВВП | 33,6 | 31,6 | 35,8 | 28,9 | 37,9 | 33,0 |
Стратегической целью экономического развития РФ является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.