Резидентский статус институциональных единиц, секторной классификации экономики
Классификация рыночной экономики по секторам народного хозяйства
Классификационные единицы Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности
Научные основы классификации субъектов рыночной экономики
Классификация субъектов рыночной экономики
12.1. Научные основы классификации субъектов рыночной экономики.
12.2. Классификационные единицы Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности.
12.3. Классификация рыночной экономики по секторам народного хозяйства.
12.4. Резидентский статус институциональных единиц секторной классификации экономики.
С целью упорядочения, анализа, хранения и оперативного поиска информации о явлениях и процессах в статистике используются различные классификации.
Классификация – это систематизированное распределение объектов по определенным секциям, группам, классам, позициям на основании их сходства и различия. Основанием для классификации является один или несколько существенных признаков.
Для обозначения классификационных групп используются коды, заменяющие названия объектов, входящих в состав групп. Кодирование предназначено для формализованного описания заданного множества объектов, что позволяет автоматизировать процессы обработки информации.
Систематизированный перечень стандартных кодов и соответствующих им наименований классификационных группировок и (или) объектов информации называется классификатором.
Использование классификаторов позволяет осуществлять сбор и обработку статистической информации в строго заданных границах.
Для оценки максимального объема информации в классификаторе используется показатель емкости, который характеризует наибольшее количество позиций, которое он может содержать. Показатель резервной емкости характеризует количество свободных позиций в классификаторе, т.е. возможности его расширения за счет включения новых позиций.
Классификаторы построены в соответствии с установленными системами классификации и кодирования информации. Примером такой системы является Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь.
Для построения классификаторов могут использоваться иерархические и фасетные (списочные) методы классификации информации либо их сочетание.
Иерархический метод классификации представляет собой последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. При этом сначала множество объектов делится по одному признаку на крупные группировки. Затем в целях конкретизации объекта классификации каждая из полученных группировок делится по другому признаку и т.д. В результате между классификационными группировками устанавливается определенная подчиненность, т.е. иерархия.
Основные преимущества иерархической классификации заключаются в ее значительной информационной емкости и возможности использования качественных признаков для классификации. Однако, при отсутствии резервной емкости, изменение хотя бы одного из признаков ведет к перераспределению всех группировок, что является недостатком этой системы. Кроме того, невозможно агрегировать объекты и осуществлять поиск информации по произвольному сочетанию признаков.
Фасетный метод классификации заключается в параллельном разделении множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом используется набор независимых признаков (фасетов), которые не имеют жесткой взаимосвязи друг с другом и могут использоваться отдельно для решения различных задач. Название фасета совпадает с названием признака, по значениям которого в фасете представлен перечень соответствующих объектов классификации. Емкость такой классификации зависит от числа фасетов и от количества значений признаков в каждом из фасетов.
Основное преимущество фасетной классификации заключается в гибкости структуры ее построения и возможности применения для решения задач при изменяющихся условиях. При этом изменения в любом из фасетов не оказывают существенного влияния на остальные фасеты. Однако недостатком фасетной классификации является неполное использование емкости, что связано с отсутствием на практике некоторых сочетаний фасетов.
В СНС используется классификация субъектов хозяйствования: по отраслям и по секторам.
Классификация субъектов хозяйствования по отраслям применяется для изучения процессов производства, технологических взаимосвязей между производителями и составления баланса между ресурсами и их использованием в процессе производства товаров и услуг. Основой отраслевой классификации является выполнение субъектом хозяйствования определенного вида экономической деятельности.
В Республике Беларусь с 1 апреля 2007 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД). В основу разработки ОКЭД положен классификатор видов экономической деятельности Европейского союза (КДЕС).
Вид экономической деятельности − процесс, когда материальные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются таким образом, что это приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).
На практике большинство субъектов хозяйствования осуществляют экономическую деятельность смешанного характера. В соответствии с ОКЭД выделяют основной, второстепенный и вспомогательный виды деятельности.
Основной – это вид деятельности, которыйвносит наибольший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для классификации.
В качестве такого критерия используется выпуск товаров и услуг или другой показатель, характеризующий добавленную стоимость.
Классификация субъекта, осуществляющего последовательно различные стадии производства, как правило, определяется по конечной продукции.
Второстепенный – это вид деятельности, направленный на производство продукции для третьих лиц, но не являющийся основным.
Вспомогательный – это вид деятельности, направленный на содействие основному и второстепенным видам деятельности статистической единицы, обеспечивающий производство товаров и услуг промежуточного характера.
Классификация каждого субъекта хозяйствования производится в соответствии с подклассом ОКЭД, в который входит его основная деятельность.
В ОКЭД не проводится различие между материальной и нематериальной сферой деятельности.
При определении вида деятельности не учитывается форма собственности, юридический статус, характер деятельности.
Классификация видов деятельности выполнена по иерархической системе с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы). При этом применен последовательный метод кодирования, длина кода – пять цифровых десятичных знаков.
Структура кода
ХХ | Х | Х | Х | |||||||||
подкласс | ||||||||||||
класс | ||||||||||||
группа | ||||||||||||
раздел | ||||||||||||
На первом уровне классификации выделены сводные группировки (17 секций), которые обозначены буквами латинского алфавита, представляющие наиболее важные сферы деятельности (отрасли) экономики.
На втором уровне классификации виды деятельности сгруппированы в разделы с 01 по 99 (включая резервные).
Таблица 12.1 – Общая структура ОКЭД
Секции | Наименование секций | Разделы |
А | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 01–02 |
В | Рыболовство, рыбоводство | |
С | Горнодобывающая промышленность | 10–14 |
D | Обрабатывающая промышленность | 15–37 |
E | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 40–41 |
F | Строительство | |
G | Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 50–52 |
H | Гостиницы и рестораны | |
I | Транспорт и связь | 60–64 |
J | Финансовая деятельность | 65–67 |
K | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 70–74 |
L | Государственное управление | |
M | Образование | |
N | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | |
O | Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 90–93 |
P | Деятельность частных домашних хозяйств | 95–97 |
Q | Деятельность экстерриториальных организаций |
На последующих уровнях классификации производится выделение групп, классов и подклассов. Пример классификации субъектов хозяйствования, относящихся к текстильной подотрасли промышленности, приведен в следующей таблице:
Таблица 12.2 – Классификация субъектов хозяйствования текстильной подотрасли
Код группировки | Наименование группировки и ее описание |
СЕКЦИЯ D | ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
Подсекция DB | ТЕКСТИЛЬНОЕ И ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО | |
Подготовка и прядение текстильных волокон | |
Подготовка и прядение хлопчатобумажного волокна | |
Подготовка и кардное прядение шерстяных волокон | |
Подготовка и гребенное прядение шерстяных волокон | |
Подготовка и прядение льняного волокна | |
Изготовление натуральных шелковых, искусственных и синтетических волокон | |
Производство швейных ниток | |
Производство хлопчатобумажных ниток | |
Производство льняных ниток | |
Производство шелковых ниток | |
Производство ниток из прочих волокон | |
Подготовка и прядение прочих текстильных волокон | |
Ткацкое производство |
Для определения основного вида деятельности многопрофильной организации используется метод последовательного определения классификационной группировки, к которой относится деятельность организации, начиная с определения группировки верхнего уровня классификации – секции и заканчивая определением группировки самого низкого уровня классификации – подкласса.
Совокупность единиц, занимающихся одним и тем же видом производственной деятельности и производящих преимущественно однородную продукцию, называется отраслью экономики.
Отраслевая классификация образована по следующим признакам:
1) единство технологии производства;
2) однородность используемого сырья;
3) назначение производимой продукции.
Основной единицей отраслевой классификацией экономики является заведение, т.е.юридическое лицо либо подразделение юридического лица, имеющее отдельный баланс и занятое одним видом экономической деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в котором на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска.
Кроме того, в зависимости от двух признаков — вида деятельности и места расположения – выделяют такие единицы отраслевой классификации, как предприятие, единицу видов деятельности и местную единицу.
Предприятия – единицы, занимающиеся одним или несколькими видами деятельности и могут быть расположены в одном или в нескольких местах. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям подразделяются на заведения.
Единицы видов деятельности – единицы, однородные по составу и характеру деятельности, которые могут быть расположены как в одном, так и в большем количестве мест.
Местные единицы – единицы, объединяющие один или несколько видов деятельности, однородные по месту расположения.
Сектор экономики – совокупность институциональных единиц, имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых в экономике функций и источников финансирования.
Группировка экономики по секторам осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов, макроэкономического анализа, моделирования и разработки экономической политики.
Классификационной единицей в этой группировке является институциональная единица, т.е. юридическое или физическое лицо, которое владеет товарами и активами, принимает на себя обязательства, участвует в экономической деятельности и операциях с другими институциональными единицами от собственного имени.
Институциональная единица может состоять из одного или нескольких заведений.
Институциональными единицами могут быть юридические лица, а также физические лица (или их группы) в форме домашних хозяйств.
Институциональные единицы группируются по секторам в соответствии с типами экономического поведения.
В соответствии с методологией СНС все институциональные единицы-резиденты Республики Беларусь группируются в 5 секторов:
1. Сектор нефинансовых организаций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство рыночных товаров и оказание нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но они могут покрывать часть издержек за счет субсидий из бюджета.
2. Сектор финансовых организаций включает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством и оказанием других вспомогательных финансовых услуг на коммерческой основе, ресурсы которых формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых взносов, комиссионных.
3. Сектор государственных организаций включает институциональные единицы, которые оказывают преимущественно нерыночные услуги (и, возможно, производят товары) для индивидуального или коллективного потребления, а также перераспределяют доходы. Ресурсы этих единиц формируются за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами, относящимися к другим секторам, а также за счет доходов от собственности.
4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих
домашние хозяйства,включает институциональные единицы, занимающиеся оказанием нерыночных услуг для домашних хозяйств, основным источником ресурсов которых являются добровольные взносы домашних хозяйств:
- организации, предоставляющие услуги, главным образом, их членам и финансируемые в основном за счет членских взносов;
- благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансирования ресурсов которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;
- подразделения организаций, оказывающие социально-культурные услуги в основном работникам этих организаций и членам их семей, которые рассматриваются как условные НКО, получающие средства в виде трансфертов от организации-учредителя.
5. Сектор домашних хозяйств включает физические лица, основные функции которых заключаются в предложении рабочей силы и конечном потреблении, а также в осуществлении деятельности по производству товаров и оказанию услуг для реализации и собственного использования. При этом домашнее хозяйство может состоять как из одного лица, так и из группы лиц.
Все институциональные единицы, отнесенные к вышеперечисленным секторам экономики, являются резидентами Республики Беларусь. Для регистрации операций резидентов Республики Беларусь с нерезидентами Республики Беларусь в СНС предусмотрен сектор остального мира.
Группировка экономики по секторам необходима для выявления взаимосвязи между отдельными группами институциональных единиц и их роли в формировании важнейших макроэкономических показателей, что способствует углублению экономического анализа.
С целью разграничения внутренней экономики и «остального мира» в СНС используются такие категории, как экономическая территория, центр экономических интересов и резидент.
Экономическая территория – это географическая территория в рамках национальных границ страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные или научные базы и т. д.).
Однако та часть географической территории страны, которая используется другими странами или международными организациями, не входит в ее экономическую территорию.
Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по следующим признакам:
1) наличие на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, используемого в интересах данной институциональной единицы;
2) осуществление деятельности на экономической территории страны в течение длительного времени.
Резиденты – это институциональные единицы, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).
Резидентами являются:
- физические лица, независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более, за исключением иностранцев, являющихся сотрудниками посольств и консульств других стран, иностранных студентов, а также лиц, проходящих курс лечения в данной стране;
- юридические лица, функционирующие на экономической территории и в соответствии с законодательством данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм, находящиеся на территории страны больше года;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения данной страны, находящиеся в других странах.
Если центр экономических интересов институциональной единицы не связан с экономической территорией страны, то такая единица классифицируется как нерезидент.
Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.
13 Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики
13.1. Система национальных счетов как метод системного исследования экономики.
13.2. Принципиальная схема кругооборота доходов и формирование основных счетов национальной экономики.
13.3. Методология разработки основных стандартных счетов национальной экономики.
Национальное счетоводство возникло исключительно как средство изучения объема произведенных благ и услуг, а также величины полученного национального дохода. Поэтому вначале национальное счетоводство отождествлялось с одним из методов статистики национального дохода, применение которого в различных странах отличалось. Например, американские экономисты отдавали предпочтение методам оценки объема национального дохода и факторов роста.
В Англии исследования национального дохода проводились под влиянием идей Дж. М. Кейнса о необходимости вмешательства государства в экономику. Основываясь на его учении о движении доходов, английские экономисты во второй половине 30-х годов ХХ века перешли от оценки национального дохода к балансовой форме описания экономики, представленной в виде нескольких счетов. В этих счетах отражались показатели производства, распределения и конечного использования национального дохода, в совокупности образующие взаимосвязанную систему макроэкономических показателей рыночной экономики. Именно в такой форме представления информации национальное счетоводство применяется и в настоящее время. Поэтому считается, что национальное счетоводство как система сформировалось в Англии.
После второй мировой войны усилились регулирующие функции государства в сфере экономики.В связи с этим органы государственного управления нуждались в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Поэтому национальное счетоводство стало находить широкое применение в других странах Западной Европы и Америки.
Послевоенное международное сотрудничество в рамках ООН потребовало разработки единой международной стандартизированной системы национального счетоводства, что было необходимо для международных сопоставлений и координационной деятельности ООН. Такая система была разработана статистическим отделом ООН в 1953 году. Позже она изменялась и дополнялась.
В настоящее время система национальных счетов (СНС) — это система взаимосвязанных показателей и классификаций, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой.
СНС представляет собой макростатическую модель рыночной экономики, которая охватывает деятельность всех институциональных единиц и учитывает все экономические операции, произошедшие в исследуемом периоде.
Система национальных счетов методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. В частности, методология построения СНС определяет порядок расчета показателей статистики финансов. Вместе с тем, данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.
Цели СНС во многом аналогичны целям бухгалтерского учета − предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на микроуровне, а в СНС — для принятия решений, относящихся к экономике в целом.
Использование СНС позволяет решать следующие основные задачи:
· исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;
· исследование динамики макроэкономических показателей;
· анализ макроэкономических пропорций.
СНС, применяемая в государствах СНГ, соответствует третьей версии Системы национальных счетов ООН, одобренной Статистической комиссией ООН и опубликованной в 1993 году, являющейся международным стандартом в построении Системы национальных счетов. Эта версия носит название «Европейская система интегрированных экономических счетов».