Естественным продолжением отмены крепостного права в России
были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их
основная цель — привести государственный строй и административ-
ное управление в соответствие с новой социальной структурой, в ко-
торой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.
Реорганизация местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах
создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий.
Земства были лишены ка-
ких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничива-
лась исключительно хозяйственными вопросами местного значения:
устройство и содержание путей сообщения, земских школ и боль-
ниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под
контролем центральной и местной властей. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положе-
ние» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские
думы. Они занимались вопросами благоустройствд города, попечени-
|
|
ем о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили
в России принципиально новую систему судопроизводства. Они пре-
дусматривали всесословность суда, его независимость от админист-
рации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного
процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (за-
щитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными
заседателями.
Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что
российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не
может противостоять более современным европейским. Необходимо
было создать армию, обладающую обученным запасом личного со-
става, современным оружием и хорошо подготовленными офицерски-
ми кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г.
о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.
В 60-х годах началось перевооружение армии. Особое значение имело ус-
коренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна-
зии, специализированные юнкерские училища и академии — Гене-
рального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др.