Реформы в сфере образования и печати

В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных

училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.

Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное

всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем-

ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от-

менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий.

Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрес-

сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно-

го пути развития страны.

29. Император Александр III (1881—1894) Он вошел в историю как царь-«Миротворец»,

так как был убежденным противником разрешения международных

проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу-

боко консервативными. Они заключались в приверженности принци-

пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.

Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую-

щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо вы-

делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут-

ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

В апреле

1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».

В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ-

ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ

вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он

давал правительству право введения чрезвычайного положения и во-

енных судов, развязывал руки местным административным и поли-

цейским властям в их карательной деятельности.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян-

ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч-

реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них

позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво-.

рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему

опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в области образования и печати. Правительство

стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю госу-

дарства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр

о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей ла-

кеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автоно-

мию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за сту-

дентами и увеличена плата за обучение. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной

политикой 60-х годов в области цензуры. В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре-

плена государственность и достигнута определенная социальная ста-

бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо-

стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст-

венной политики.

30. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Основные направления внешней политики. На западном на-

правлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитиче-

скую изоляцию. Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата.

Основная задача российской дипломатии во второй половине

50-х — 60-е годы XIX в.— отмена ограничительных условий Париж-

ского мирного договора. В 1859 г. был заключен русско-французский союз,.

началось новое сближение России с Пруссией и Австрией. Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отмену нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный

флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье.

Россия вновь смогла оказывать помощь народам

Балканского полуострова в их освободительном движении

Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Рус-

ское правительство выдвинуло и осуществило программу присоеди-

нения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: