В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных
училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.
Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное
всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем-
ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от-
менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий.
Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрес-
сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно-
го пути развития страны.
29. Император Александр III (1881—1894) Он вошел в историю как царь-«Миротворец»,
так как был убежденным противником разрешения международных
проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу-
боко консервативными. Они заключались в приверженности принци-
пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства.
Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую-
щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо вы-
делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут-
ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.
В апреле
1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».
В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ-
ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ
вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он
давал правительству право введения чрезвычайного положения и во-
енных судов, развязывал руки местным административным и поли-
цейским властям в их карательной деятельности.
Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян-
ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам.
В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч-
реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них
позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво-.
рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему
опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.
Изменения в области образования и печати. Правительство
стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю госу-
дарства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр
о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей ла-
кеев, прачек, мелких лавочников и т. д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автоно-
мию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за сту-
дентами и увеличена плата за обучение. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной
политикой 60-х годов в области цензуры. В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре-
плена государственность и достигнута определенная социальная ста-
бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо-
стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст-
венной политики.
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Основные направления внешней политики. На западном на-
правлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитиче-
скую изоляцию. Борьба России за пересмотр условий Парижского трактата.
Основная задача российской дипломатии во второй половине
50-х — 60-е годы XIX в.— отмена ограничительных условий Париж-
ского мирного договора. В 1859 г. был заключен русско-французский союз,.
началось новое сближение России с Пруссией и Австрией. Лондонская конференция великих держав 1871 г. закрепила отмену нейтрализации Черного моря. Россия вернула право иметь военный
флот, военно-морские базы и укрепления на Черноморском побережье.
Россия вновь смогла оказывать помощь народам
Балканского полуострова в их освободительном движении
Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Рус-
ское правительство выдвинуло и осуществило программу присоеди-
нения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.