Компетенция Правительства разграничивается по сферам управления, в частности

• в сфере экономики;

• в социально-культурной сфере;

• в сфере охраны окружающей среды;

• в сфере обеспечения законности и правопорядка;

• в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности;

• в сфере внешнеполитической деятельности;

• в области кадровой политики.

В соответствии с положениями Закона конкретизируем отдельные полномочия Правительства Республики Беларусь в указанных сферах деятельности.

В сфере экономики:

1) обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики;

2) регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

3) разрабатывает программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;

4) имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;

5) в пределах полномочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций;

6) создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности;

7) определяет государственную антимонопольную политику и реализует меры по демонополизации экономики;

8) обеспечивает развитие общегосударственной инфраструктуры (автомобильные дороги, сети связи, воздушные и железнодорожные линии, системообразующие линии электропередачи и т.д.);

9) определяет государственную страховую политику;

10) ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

11) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов, совершенствованию системы цен и тарифов;

12) определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;

13) принимает меры по реализации гражданами права на труд;

14) разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;

15) устанавливает минимальный размер заработной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников государственных учреждений;

16) разрабатывает основные направления жилищной политики;

17) разрабатывает и реализует программы обеспечения населения продуктами питания, жилищно-коммунальными, бытовыми, торговыми и другими услугами;

18) обеспечивает проведение единой государственной политики в области оплаты труда и др.

В социально-культурной сфере:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

2) создает условия для поддержания установленного законодательством уровня социального обеспечения;

3) принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;

4) определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат;

5) разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;

6) осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

7) принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений;

8) способствует развитию физической культуры и спорта;

9) создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

10) проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

11) принимает меры по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания;

12) осуществляет меры по развитию научных учреждений и организаций, по подготовке научных кадров и др.

В сфере охраны окружающей среды:

1) определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;

2) обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;

3) определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;

4) принимает решения о создании заповедников, национальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждает положение о них и их границы;

5) объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной экологической ситуации;

6) организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других значительных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;

7) обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан и др.

В сфере обеспечения законности и правопорядка:

1) принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;

2) руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью;

3) осуществляет меры по предотвращению создания и деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности и др.

В сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности:

1) принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

2) решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики;

3) осуществляет контроль за подготовкой граждан к военной службе и призывом их на военную службу, а также регламентирует воинский учет призывников и военнообязанных;

4) вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь, планы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве и др.

В сфере внешнеполитической деятельности:

1) осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями;

2) принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

3) проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;

4) принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.

В области кадровой политики:

1) разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;

2) координирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров;

3) участвует в формировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестр Правительства Республики Беларусь.

(что-то)Организационно-правовые формы деятельности Правительства. +

Деятельность Правительства (Совета Министров Республики Беларусь) осуществляется в следующих основных организационно-правовых формах:

1) заседания Совета Министров;

2) заседания Президиума Совета Министров;

3) совещания у Премьер-министра и заместителей Премьер-министра.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Они являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов Правительства.

Заседания Правительства проходят под председательством Премьер-министра. При его отсутствии заседания проводит первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителей Премьер-министра.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании.

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства. Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются следующие группы вопросов:

1) о подготовке и исполнении республиканского бюджета;

2) о формировании и использовании государственных внебюджетных фондов;

3) о проектах программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

4) об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Президиум Совета Министров Республики Беларусь создается как постоянно действующий орган для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Правительства. Он действует в составе Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и иных членов Правительства, назначенных Президентом Республики Беларусь.

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством Премьер-министра Республики Беларусь.

По отдельным вопросам, не требующим широкого обсуждения, могут проводиться совещания у Премьер-министра или заместителей Премьер-министра. Решения по этим вопросам могут оформляться в виде протоколов совещаний, а также в виде указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканских органов управления, подчиненных Правительству.

Совет Министров Республики Беларусь по вопросам своей компетенции принимает постановления. В течение календарного года Правительство принимает в среднем свыше 2000 постановлений по различным вопросам своей деятельности. Постановления Правительства носят нормативный характер и подлежат обязательному исполнению теми субъектами, кому они адресованы.

Для обеспечения деятельности Правительства создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основании Положения, утвержденного Советом Министров. Структура и штаты Аппарата Совета Министров, размер оплаты и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров Республики Беларусь.

74. Система республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь. +

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и государственных организаций.

В систему республиканских органов государственного управления входят:

1) министерства. Министерство Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других органов государственного управления.

2) государственные комитеты (кроме подчиненных непосредственно Президенту Республики Беларусь). Государственный комитет Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности. В отличие от министерства государственный комитет не имеет такой разветвленной структуры территориальных органов управления.

По своему правовому статусу государственные комитеты приравниваются к министерствам. Подтверждением этому служит норма указа Президента Республики Беларусь № 516 от 24 сентября 2001 г. о том, что председатель КГБ, председатель Государственного комитета по авиации, председатель Государственного комитета пограничных войск, председатель Государственного таможенного комитета по статусу являются министрами.

3) комитеты при Совете Министров. Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, который представлен как отдельный государственный орган, имеющий конкретное целевое назначение.

В структуре министерств, государственных комитетов по решению Правительства могут создаваться департаменты, которые осуществляют специальные функции в определенных сферах ведения.

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь в Республике Беларусь образованы и действуют следующие министерства:

1) министерство архитектуры и строительства;

2) министерство внутренних дел;

3) министерство жилищно-коммунального хозяйства;

4) министерство здравоохранения;

5) министерство иностранных дел;

6) министерство информации;

7) министерство культуры;

8) министерство лесного хозяйства;

9) министерство обороны;

10) министерство образования;

11) министерство по налогам и сборам;

12) министерство по чрезвычайным ситуациям;

13) министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

14) министерство промышленности;

15) министерство связи и информатизации;

16) министерство сельского хозяйства и продовольствия;

17) министерство спорта и туризма;

18) министерство статистики и анализа;

19) министерство торговли;

20) министерство транспорта и коммуникаций;

21) министерство труда и социальной защиты;

22) министерство финансов;

23) министерство экономики;

24) министерство энергетики;

25) министерство юстиции.

К числу государственных комитетов Республики Беларусь относятся:

1) Комитет государственной безопасности;

2) Государственный военно-промышленный комитет;

3) Государственный комитет по авиации;

4) Государственный комитет по науке и технологиям;

5) Государственный комитет пограничных войск;

6) Государственный таможенный комитет.

Особый правовой статус имеет Комитет государственного контроля, который подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

В соответствии с вышеназванным указом Президента в Республике Беларусь действуют следующие Комитеты при Совете Министров:

1) Комитет по архивам и делопроизводству;

2) Комитет по делам религий и национальностей;

3) Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии;

4) Комитет по материальным резервам;

5) Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6) Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

7) Комитет по ценным бумагам;

8) Комитет по энергоэффективности.

К числу государственных организаций, непосредственно подчиненных Совету Министров Республики Беларусь относит:

1) Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»);

2) Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим»);

3) Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»);

4) Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»);

5) Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»);

6) Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»);

7) Белорусская железная дорога;

8) Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: