Полномочия верхней палаты – Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

1) одобряет или отклоняет принятые нижней палатой законопроекты;

2) решает кадровые вопросы, в частности:

2.1. дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, председателя и членов Национального банка;

2.2. избирает шесть судей Конституционного суда;

2.3. избирает шесть членов Центризбиркома;

3) рассматривает выдвинутое нижней палатой обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством голосов принимает решение о смещении Президента с должности;

4) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

5) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

6) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок принимает соответствующее решение.

68. Законодательный процесс в Республике Беларусь: конституционно-правовые основы. +

Процесс принятия законов в Республике Беларусь регулируется статьями 99 - 100 Конституции и соответствующими нормами Регламентов палат Парламента.

В законодательном процессе Республики Беларусь можно выделить шесть стадий:

1) внесение законопроекта в Парламент;

2) предварительное рассмотрение законопроекта в одной или нескольких комиссиях Парламента;

3) рассмотрение и принятие законопроекта на заседании Палаты представителей

(в первом и втором чтении);

4) рассмотрение и принятие законопроекта в Совете Республики;

5) подписание закона Президентом;

6) обнародование (опубликование) закона.

Первая стадия законодательного процесса предполагает реализацию определенными субъектами права законодательной инициативы.

Согласно ст. 99 Конституции, правом законодательной инициативы наделены пять субъектов:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Правительство;

3) депутаты Палаты представителей;

4) Совет Республики;

5) граждане в количестве не менее 50 тысяч человек.

Каждый из указанных субъектов вправе вносить в Палату представителей проекты законов с приложением следующих документов:

1) письма с обоснованием необходимости принятия закона и информацией о предполагаемых затратах, связанных с его реализацией;

2) информации о согласовании и визировании проекта закона;

3) заключения по проекту закона Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а также иных экспертных заключений, если они давались.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.

После поступления законопроекта в Палату представителей с необходимыми сопроводительными документами председатель палаты или его заместитель назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки по нему заключения.

Головная комиссия направляет законопроект в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей и устанавливает сроки для представления замечаний и предложений по проекту (не менее 10 дней).

По завершении работы над законопроектом головная комиссия выносит заключение и вместе с законопроектом направляет его в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении в повестку дня сессии. Внесение изменений и дополнений в законопроект разрешается только с согласия субъекта, внесшего проект.

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, по общему правилу, осуществляется в двух чтениях. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются его концепция, структура и целесообразность принятия. По итогам обсуждения большинством голосов принимается решение об одобрении или отклонении законопроекта.

Проект закона, принятый в первом чтении, рассматривается в постоянных комиссиях Палаты представителей с целью реализации замечаний и предложений, высказанных при обсуждении. Одновременно проект представляется для проведения правовой экспертизы в управление Секретариата Палаты представителей.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении осуществляется постатейно, по главам, по разделам или в целом. Каждая поправка обсуждается и по ней проводится голосование. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных частей или всего законопроекта на доработку.

Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава депутатов. В течение 5 дней после принятия проект закона направляется в верхнюю палату – Совет Республики.

Поступивший из Палаты представителей законопроект регистрируется в Секретариате Совета Республики. После этого он передается председателем верхней палаты в одну из постоянных комиссий. После обсуждения в комиссии и структурных подразделениях проект закона рассматривается на заседании Совета Республики.

По итогам рассмотрения законопроекта Совет Республики может принять одно из двух решений: одобрить проект, если за него проголосовало большинство от полного состава палаты, либо отклонить проект, если он не получил большинства голосов.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики может образовываться согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Законопроект, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в 10-дневный срок на подпись Президенту.

Президент должен подписать поступивший к нему законопроект в течение двух недель или возвратить его в Парламент со своими возражениями. Если в установленный срок закон не подписан и не возвращен в Парламент, он считается подписанным, кроме случая, когда закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна их рассмотреть не позднее 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совет Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в тот же срок.

Следует иметь в виду, что Конституция (ч. 3 ст. 99) предусматривает возможность рассмотрения и принятия проектов законов в срочном порядке. Такое имеет место, если Президент либо по его поручению Правительство вносят предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения законопроекта срочным. В этом случае палаты должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение.

Согласно части пятой статьи 104 Конституции, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если иной срок не установлен в самом законе. В таких случаях законы вступают в силу с момента их официального опубликования (в частности, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и ряде государственных газет).

65. Организационно-правовые формы деятельности Парламента Республики Беларусь. +

В деятельности Национального собрания Республики Беларусь выделяются следующие организационно-правовые формы:

1) сессии Палаты представителей и Совета Республики;

2) работа Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики;

3) работа постоянных комиссий палат;

4) парламентские слушания;

5) работа депутатов в избирательных округах.

Основной формой деятельности Парламента являются сессии его палат. На них обсуждаются и принимаются законы и другие решения, относящиеся к компетенции Парламента.

Палаты собираются на две очередные сессии в году. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может быть более 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля. Ее продолжительность не может быть более 90 дней.

В случае особой необходимости палаты Парламента созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Заседания Палаты представителей и Совета Республики считаются правомочными при условии, что на них присутствуют не менее 2/3 от полного состава палат. Голосование депутатов является открытым. Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

На заседаниях палат имеют право присутствовать и выступать вне очереди Президент или его представитель, Премьер-министр, члены Правительства.

Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом Парламента. Он состоит из председателя, заместителя председателя, председателей постоянных комиссий, а также шести депутатов, избираемых Палатой представителей (всего 19 чел.). Председатель палаты и его заместитель избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Основными задачи Совета Палаты представителей являются:

1) организация законопроектной работы;

2) обсуждение вопросов, подлежащих включению в повестку дня сессии; организация работы постоянных комиссий, а также Секретариата и его структурных подразделений.

В верхней палате образуется Президиум, который состоит из председателя, заместителя председателя и председателей постоянных комиссий (всего 7 чел.). Он призван организовать работу Совета Республики, готовить к рассмотрению вопросы, относящиеся к его компетенции.

Для ведения законопроектной работы из числа депутатов Палаты представителей (членов Совета Республики) образуются постоянные комиссии. Перечень и состав постоянных комиссий утверждаются решением палат на основании предварительно поданных заявлений депутатов.

В состав постоянной комиссии входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии (от 5 до 13 депутатов в зависимости от профиля комиссии).

В Палате представителей имеется 11 постоянных комиссий:

1) по законодательству и судебно-правовым вопросам;

2) по национальной безопасности;

3) по вопросам экономики;

4) по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

5) по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

6) по бюджету и финансам;

7) по аграрным вопросам;

8) по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

9) по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту;

10) по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

11) по международным делам и связям с СНГ.

В Совете Республике образовано пять постоянных комиссий:

1) по законодательству и государственному строительству;

2) по экономике, бюджету и финансам;

3) по международным делам и национальной безопасности;

4) по региональной политике;

5) по социальным вопросам.

Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от полного состава комиссии. Решения в комиссиях принимаются большинством голосов.

Специфической формой деятельности Парламента являются парламентские слушания, на которых проводится обсуждение вопросов, имеющих важное государственное или общественное значение.

Парламентские слушания могут проводиться раздельно в каждой из палат или совместно по предложению субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; Совета (Президиума) палаты; постоянных комиссий; депутатских групп. Они могут заканчиваться выработкой резолюций по обсуждаемому вопросу.

66. Права и обязанности депутата Парламента. Гарантии депутатской деятельности. +

Правовой статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики образуют права, обязанности, а также гарантии их деятельности.

Правовой статус указанных лиц определяется в Конституции Республики Беларусь, Законе «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 ноября 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламентами палат Парламента.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими комиссий, других органов. В частности, депутаты Палаты представителей, член Совета Республики вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение палаты, комиссии, других органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, обсуждении и принятии по ним решений.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется посредством подготовки и внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен. Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Ответ на поставленные вопросы должен быть дан безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок.

По вопросам своей парламентской деятельности депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом первоочередного приема должностными лицами государственных органов, учреждений, организаций, предприятий, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами.

В случаях обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов.

Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики проводит собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы; встречи с трудовыми коллективами; информирует избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Для осуществления предоставленных полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики обеспечиваются необходимые гарантии.

В качестве основных гарантий деятельности депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики законодательство предусматривает:

1) ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра при условии, если они работают на профессиональной основе;

2) возмещение расходов, связанных с парламентской деятельностью;

3) предоставляется служебное помещение в здании соответствующей палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи;

4) предоставление служебного жилого помещения в городе Минске для проживания с членами семей;

5) право пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на финансирование Национального собрания Республики Беларусь, а также право внеочередного приобретения проездных документов и бронирования билетов.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе иметь до двух помощников, работающих на постоянной основе с оплатой труда, и до трех помощников, работающих на общественных началах.

По истечении срока полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, работающим в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь. Им предоставляется работа с их согласия с учетом полученной квалификации и опыта работы в Парламенте. По желанию им предоставляется прежнее место работы (должность), за исключением должности члена Правительства и выборной должности в государственных органах. Срок полномочий депутата представителей, члена Совета Республики засчитывается в общий стаж работы (службы), стаж работы по прежней специальности, стаж службы в государственном аппарате.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для министра Республики Беларусь.

Конституция (ст.102) и Закон «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (ст.47) устанавливают ряд гарантий неприкосновенности депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики. Так, они пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность распространяется также на их жилое, служебное помещение, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые средства связи и на принадлежащие им документы.

В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматривается Верховным судом Республики Беларусь.

70. Место и роль правительства в системе органов государственной власти. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Правительства. +--

Правительство в широком смысле слова олицетворяет собой исполнительную власть, которая призвана реализовывать законы, принятые парламентом. В узком смысле слова правительство – это коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий повседневное руководство страной.

В отличие от других государственных органов правительство является высшим или центральным органом управления. В президентских республиках правительство создается при президенте, им непосредственно формируется и ему подчиняется. В парламентских республиках правительство формируется парламентом и ему подотчетно.

Правительство обладает универсальной компетенцией, поскольку осуществляет руководство всеми сферами государственной и общественной жизни: экономикой, внешней политикой, финансами, транспортом, образованием, культурой, охраной общественного порядка и т.д.

Особенность правительства состоит и в том, что оно, с одной стороны, является исполнительным органом, так как подчиняется президенту или парламенту, а с другой стороны – распорядительным органом, так как руководит системой подчиненных ему государственных органов и организаций.

По партийному составу правительства бывают партийные и беспартийные. В свою очередь партийные правительства бывают однопартийные и многопартийные (коалиционные). Многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте. Такие правительства обычно встречаются в странах Западной Европы.

Правительство состоит из министров и возглавляется, как правило, премьер-министром (в некоторых странах – канцлером). Наряду с министрами, в состав правительства могут входить и другие члены (так называемые министры без портфеля).

71. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. +

Правительство называется Советом Министров. В период с марта 1994 по ноябрь 1996 г. (то есть, по Конституции 1994 года) Правительство называлось Кабинетом Министров. Вместе с изменением названия претерпел изменения его конституционно-правовой статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: