Вопрос 30. Древнейший Китай. Шан-иньское государство

Во второй половине III тыс. до н. э. у потомков племен культу­ры яншао возникает имущественная дифференциация и обосо­бляется властная верхушка. Согласно древнекитайской истори- ко-литературной традиции, первой наследственной династией правителей Китая была династия Ся (конец III — начало II тыс. до н. э.), основанная неким Ци. Ци приписывался в сыновья к чи­сто мифологическому герою, Великому Юю, спасшему людей от всемирного потопа. Тем самым династийное, то есть историческое прошлое Китая «сшивалось» с мифологическим прошлым боже­ственных перволюдей и культурных героев (переосмысленных как древнейшие, ненаследственные императоры). Предание о ди­настии Ся скорее всего отражает создание какого-то раннего объ­единения протокитайских племен одним из них — «ся» — и на­чало передачи власти его вождей по наследству.

Раскопки доказали существование следующей династии ки­тайской традиции — Шан (Инь). По преданию, Чэн Тан, вождь одного из зависимых от Ся племен — шан, возглавил недоволь­ных, уничтожил весь клан Ся и сплотил вокруг шанцев осталь­ные племена (ок. 1700 г. до н. э.). Племя шан неоднократно пере­селялось по равнинам в среднем течении Хуанхэ, пока при прави­теле Пань Гэне не остановилось в районе современного Аньяна, где была основана новая столица — Великий Город Шан (ок. 1300 г. до н. э.). С этого времени династия получает второе назва­ние — Инь, и начинается заключительный период шанской исто­рии (XIV-XI вв. до н. э.), представленный археологическими на­ходками и ценнейшими иероглифическими гадательными над­писями — первыми памятниками древнекитайской письменно­сти. Широкое распространение в этот период получила бронза, однако она не применялась в земледелии, а использовалась для изготовления оружия и предметов ритуала.

Шан-Иньское объединение было раннеклассовым государ­ством, но не нарушало разграничения племенных и родовых структур, служивших главными составными частями общества. Государственность выражалась в том, что власть правителя носи­ла автократический характер и не зависела от институтов родо- племенного самоуправления: ван (правитель) имел право повеле­вать любым человеком, находящимся на его землях. В этом про­явился один из самых важных феноменов всей истории Китая — устойчивость и значение родовых структур; даже впоследствии, с распространением частной собственности, род тысячелетиями оставался главной ячейкой в сфере собственно социальных отно­шений. Особенно ярко это выражалось в типичных для Китая на­казаниях родственников за проступок одного из них; за тяжелое политическое преступление глав рода, согласно стандартным правовым нормам, мог быть уничтожен весь род, и именно так оформлялись обычно династические перевороты.

Ядром Иньского государства была территория племени шан, в котором, судя по аньянским погребениям, выделялись четыре сословия: род правителя (вместе с его представителями хоронили и часть челяди), знать, рядовые общинники и бесправные лица, оказавшиеся вне общинно-родовых структур. Государственная эксплуатация шанцев выражалась, по-видимому, в привлечении их к отработкам на полях правителя и храмов и иным обществен­ным работам.

Правитель — ван — осуществлял исполнительную и высшую жреческую власть, считаясь главным посредником между людь­ми и космическими силами. Только он мог осуществлять гада­ния, выясняющие волю божества (они предпринимались при принятии почти любого решения), а его участие в той или иной деятельности магически способствовало ее успеху. Поэтому все главные сельскохозяйственные работы начинались только по специальному приказу вана. Представление о том, что правитель по своему статусу служит проводником космической жизнеобе­спечивающей энергии на землю, без чего приходит в упадок вся жизнь, сохранялось впоследствии на протяжении тысячелетий (правда, правитель исполнял роль такого проводника тем хуже, чем безответственнее относился к своим обязанностям; китай­ская общественная норма требовала устранять и заменять превы­сившего в этом отношении все пределы правителя силами его подданных). О единоличном характере власти вана говорит его стандартный эпитет— «единственный среди людей». При ване сформировался примитивный государственный аппарат и заро­дыш постоянной армии — колесничная дружина, воевавшая во главе пешего племенного ополчения. Ван, его двор и дружина су­ществовали за счет отработок шанцев на их полях, дани зависи­мых племен и, вероятно, привлечения труда лиц, втянувшихся в частную зависимость от них.

Главными государственными делами в древнекитайской тра­диции считались жертвоприношения и войны. Так обстояли дела уже в иньскую эпоху. Войны велись за расширение круга зависи­мых племен, платящих дань иньскому вану, и ради массового угона пленных, предназначавшихся для жертвоприношений усопшим предкам, а не для обращения в рабство, институт кото­рого еще не сформировался (у иньцев не было даже специального термина для обозначения рабов).

Вожди подчиненных племен должны были регулярно являть­ся в Великий Город Шан с дарами, присылать туда дань и предо­ставлять вану свои племенные ополчения. Внутренние проблемы они решали самостоятельно. Одним из племен, соседствующих с иньцами с запада, было племя чжоу, то воевавшее с Инь, то при­знававшее зависимость от него.

В иньскую эпоху уже сформировалась концепция, согласно которой собственное государство является центром мира и теоре­тически имеет мандат от космических сил на управление всей землей. Те, кто признает это право, образуют окультуренное про­странство, остальная часть мира прозябает в варварстве. Эта кон­цепция также сохраняла безраздельное господство в официаль­ной мысли Китая следующих веков. Государственным культом Шанской державы являлся культ предков (прежде всего предков правящего государя).

Пик иньского могущества приходится на правление У-дина (ок.1200 г. до н.э.). Через полтора столетия вождь чжоусцев У-ван возглавил коалицию западных племен, разгромил иньцев в битве при Муе (1027 г. до н. э.) и захватил территорию иньского государства. С этого времени отсчитывается эпоха династии Чжоу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: