Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы

Античная лит-ра – колыбель европейской. В ней зародились жанры и их названия, театр, ораторское искусство, эпиграммы, историч. сочинения, роман, сочинения по теории стиля, сатира, эпистолярное письмо, форма диалога, новелла.

Характерные особенности:

- связь с фольклором (90% др./греч. литерат. построено на мифол. сюжетах)

- актуальн. поэтич. содержание (обществ.-политич. проблемы)

- широкий спектр глобальн. проблем (жизненность)

Источники – литерат. памятники, из которых дошла малая часть (+фрагм.).

Причины утраты произведений:

1. время (войны, природн. катаклизмы)

2. сохранились наиболее популярные

3. утрата способности заинтерес. читателя из-за неактуальн. содержания

4. материал

- ранние памятники(надписи юр. или адм. хар-ра) были на дереве, камне, холстах, металле, керамике

- др./греч. и др./римск. материал – папирус

- 2-1 вв. появился пергамент, но по полит. причинам не получил распростан.

Папирусы переписывались писцами и школьниками (интересн. произв.)

Фрагменты:

- природные (оборванные, недоперепис., частично испортивш.)

- цитаты (энциклопедии, словари, списки)

Эксцерты – выбор книг из наиб. популярн. авторов или жанров (хрестомат.)

Эпитомы – краткие пересказы объемных сочинений

Тестимонии – как правило недостоверн. биографии

Схолии – комментарии, примечания

Эпиграмма – надпись разъяснит. хар-ра

Дидаскалии – перечисл. авторов и произвед. на камне после театр. состяз..

Первая обществ библиотека – Александрийская (сер. 3 в) – вся сгорела.

Периодизация:

1. архаический (устная форма) (нач. 10-9 вв. – кон. 6 в.), центр в Ионии

- разложение родового общества

- складывание классового общества

- формирование греческого полиса

Формирование литературы:

1) эпос (героич. эпос (Гомер), философский эпос, дидактич эпос (Гесиод))

2) ранняя лирика (эллегия, ямб, мелос)

2. классический или аттический (5-4 вв.) центр в Аттике (Афины)

Период расцвета греческих полисов, культурный всплеск и начало кризиса.

Снижение значения эпоса

1) начало театра и драмы (трагедия, комедия, сатирова драма)

2) проза (историч., философск, риторика (1-я софистика))

3. эллинистический ( конец 4 в. – 30 г. до н.э.), центр на Востоке

- Походы на Персию, Восток, расширение Греции Ал. Македонским.

- Появление придворн. литературы.

- Возникновение библиотек.

Возникают роман, эпиллии, идиллии, эпиграмма, бытовая комедия (хар-ров)

4. греко-римский период (1 в до н.э. – 5 в. н.э.)

Греция становится провинцией Рима. Конец периода – прекращение существования Римской Империи и всего античного мира.

- историч. биографии

- новые виды романа

- сатирч. рассказ и даилог (Лукиан)

- 2-я и 3-я софистика

- словари, комментарии

Язык и письменность:

Греция существов. в виде отдельн. полисов-государств. до 3 в. до н.э. → различные племена говорили на разных наречиях, похожих между собой.

Группа языков: индоевропейская + малоазиатские города

4 основных диалекта греческого языка:

1. эолийский диалект (Эолия (Малая Азия), Фесалия и Биотия (Балканы))

2. дорийский диалект (Пелопонесс)

3. ионийский диалект (Иония (Малая Азии), север Аттики и острова)

4. аттический диалект (остальная Аттика)

Язык литературы:

Нач. 3 тыс. – нач. 2 тыс. – первые памятники письм. (рисунчатое и линейное письмо крито-микенской поры)

8 в. – первое буквенное письмо (ранняя лирика)

Др./греч. алфавит заимств. из Финикии. Единый общегреч. алфавит был принят в Афинах в 403 г. из 24 букв (на основе ионийского).

Вся литература писалась литерат. языком, отличным от разговорн..

- Греч. эпос создавался на ионийском диалекте (обязат. для эпоса.)

- Отдельные части трагедии писались на разных диалектах.

В 3 в. был созан общий язык койне – единый греч. язык на основе аттич. диалекта. На нём писались произведен. эллинистич. периода.
2. Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания древних греков.

Мифология (от греч. mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ)

1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации.

2) В узком смысле слова - вид устного нар. творчества.

3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

Мифология находится в постоянном движении, развитии.

Источники:

1) Археологич. памятники

- архитектура (храмы): пьедестал статуй украшался сюжетами, части храма украшены рельефами, сокровищницы (статуэтки, прикл. искусств.)

- скульптура в храмах, на площадях, в акрополе, статуэтки в домиках

- вазопись (60-70% - мифологич. сюжеты)

2) Письменные памятники

а) надписи (праздники, жертвоприношения, церемонии)

б) памятники худож. литературы (героич. эпос, поздний греч. эпос, Гесиод «Теогония» (история дельфиской реформы греч. мифологии), лирика (гимны, военная, любовная), драма, классич. проза (историч сочинения, философия), ораторское искусство (восхваление и порицание)

3) Мифологич. сборники эпохи Эллинизма (3-1 вв)

3 принципа составления мифографий (мифолог. сборников):

- по поколениям богов и героев (мифлог. библ. Аполлодора Афинского)

- звёздная мифология - изложение по карте звездного неба

- метаморфозы или превращения («Метаморфозы» Овидия)

Новые версии трактовки мифов:

- малый эпос (Аполлония Родосский «Аргонавтика»)

Периодизация др./греч. мифологии ( находится в постоянном развитии)

1. Архаический (хтонический) 2 тыс. – 11-10 вв.

- памятников лит-ры не сохран., только адм.-хоз. записи

- архелогич. материал (статуэтки)

- отголоски в мифах класс. периода

Мифлогич. хар-ки и их отражения:

- анемизм (существование духа у каждого предмета)

- тотемизм (поклонение богам в виде образов живых существ): эпитеты (волоокая Гера, совоокая афина), свящ. живоные

- фетишизм (поклоненние богам в виде предметов): камень – Аполлон на о. Демос, дерево (дуб – Зевс). Сохранился в виде свящ. предметов, классич. атрибутов, праздн. статуй, дары в виде свящ. предм.)

- матриархат (великая матерь богов – плодородие): женское начало – урожай и продолжен. рода (созидание), мужское – божество разрушит. хар-ра.

Персонажи переходного периода (начало антропоморфизма): сирены, тритоны, кентавры, сатиры.

2. Классический (олимпийской мифологии) 9-5 вв.

Строгая иерархия богов:

1. Семья 12 олимпийских богов: Зевс, Аид, Посейдон - Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гефест - Гермес, Дионис

2. Божества второго ранга (дети первой ступени)

3. Божества, ареал действий которых сужен (Безумие, Возмездие), кентавры, сатиры

4. Герои – идея сближения богов и людей (в отличие от архаич. мифологии)

Состав пантеона зависел от полиса.

Характеристика периода:

- сохраняются священные атрибуты

- чувства богов становятся понят людям (внутреннее сближение)

- сходный образ жизни богов людей (храм – жилище бога, пиры на Олимпе)

- в 6-5 вв. появл. философы, пытающ. осмыслить различие богов и людей.

- 5-4 вв. – судебн. процессы над отрицателями богов (казнь Сократа)

- поздний героизм: сюжеты, где герои неповинуются богам (Сизиф, Тантал)

мифы о родовых проклятиях (Артиды, Лавдапиды)

бесславная гибель героев (Беллерофонт, Геракл, Ясон)

Герои = божественное (сила, храбрость. красота) + человеч. (смертность)

У городов были покровит. боги и герои (Афины – Тезей, Фессалии – Ясон)

- олимпийские боги явл. 3-им поколением (не изначальны и не всемогущи)

1-ое поколение создало мир Гея (небо) и Уран (землю)

2-ое поколение Кронос и Рея (титаны)

Смена происходит путём переворота. Над богами властны Мойры.

- слабо разработан образ Аида (греки старались не думать о смерти), нет ни храмов, ни изображений Аида

3. Эллинистический кон. 4 – кон. 1 вв. до н.э.

1) Синкретизм слияние восточн. и греч. традиций (скульпт., архитект., литерат.) Миграция культов: культы луны, солнца проникают в Др. Грецию (Осирис, Изида) и обратно (Дионис и Геракл). Слияние: Афродита + Иштар.

Появляется культ монарха.

Новых сюжетов не возникло. В основом способств. слиянию Вост. и Греч. культов: Артемида + Селена = утрата независ. от мужчин.

2) Мифография – сборники мифов: дополнения и разночтения

3) Звездная мифол. – сюжет оканч. появл. созвездий (Персей и Андромеда).
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.

1) Мифы. Миф – это вымысел, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась объяснить себе непонятные явления окружающего мира и найти ключ к овладению силами природы. Боги были живыми понятиями.

Особенности мифа:

- Миф складывается в коллективном сознании

- В мифологии отображаются этапы развития народа и общества (например, в изменении функция богов)

- Культ героев (антропологич. хар-ер), говорит о сближение богов и людей

90% др./греч. литерат. построено на мифол. сюжетах.

2) Сказка имеет подчеркнуто неправдоподобный характер в отличии от мифа (сохранился только сюжет об Амуре и Психее (зафиксирован во 2 в. до н. э.). Сказки были предназначены для детей и женщин. Отголоски (элементы) сказок сохранились в эпосах («Одиссея»: великаны, лестригоны) и классич. трагедиях (описание царства Аида).

3) Народные песни:

- обрядовые, т..е. исполняемые при соблюдении обряда (военные, свадебные, похоронные), зафиксир. в ранней греч. лирике.

- трудовые (для помощи и организации работы) (на щите Ахилла в «Илиаде» изображены поющие виноградари, Кирка и Калипсо поют за ткацкими станками в «Одиссее»)

4) Басни – мир передаётся через образы зверей и птиц.

Добавление социально элемента (Гесиод - басня о соловье и ястребе из «Трудов и дней» (8 в.) - тема бессилия перед произволом знати)

5 в. до н. э. – сборник греческих басен Эзопа (100 различных басен 7-4 вв.),

позднее были переведены в литературную форму:

в 1 в. до н. э. на латыни Федром.

17 в. – на франц. Лафонтеном

18 в. – на русском Крыловым

А так же загадки, афоризмы, пословицы (так называемые, изречения 7 мудрецов: "Познай себя самого"; "Всему свое время")

Первый вид эпич. поэзии – героический (историч. повествов. о прошлом, содержащее картину народн. жизни и эпический мир героев).

Рассказ об историч. событии →обогащ. сказочными элементам, искажен., преувелич. → сказание → ритмическая обработка → песня или поэма

Исполнение таких песен было распространено в эпоху создания «И.» и «О.» (аэд Демодок на пире у царя Алкиноя в «О.»). Сам Гомер, по-видимому, был аэдом. Аэды разрабатывали народные предания и мифы постепенно накапливая арсенал художеств. приёмов и форм.

Эпич. поэмы создаются как правило на основе мифологич. сюжета:

«Одиссея» и «Илиада» – небольшие эпизоды троянского мифологич. цикла (начало – ссора 3 богинь, конец – возвращ. героев из под Трои и их судьба)

«Илиада» - последний год осады Трои, конфликт Агамемнона с Ахиллом

«Одиссия» - вовращение одного из героев.
4.Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм

Троянский цикл: просьба Геи, предсказание о сыне Фетиды, свадьба Фетиды и Пелея, яблоко раздора, суд Париса, похищение Елены, десятилетняя Троянская война, троянский конь, пожар Трои, возвращение Елены Менелаю, разделение войска, возвращение воинов на Родину.

Реальная Троя – город на Малоазийском побережье к югу от Дарданелл (ныне – Турция, Гиссарлык). Первые поселения – уже в 4 тыс-е, племена Дарданов Занимала выгодное территориальное положение (на стыке Запада и Востока), пересечение торговых путей, контролировала транзит металла, с тыла – поддержка хеттов, при этом сохраняла независимость. Первая Троя была уничтожена землетрясением. Затем – отстроена заново (миф – строить помогали Аполлон и Посейдон при царе Лаомедонте). Середина XIII в-вторжение ахейцев в Малую Азию (миф – вторжение Геракла в Трою, (освобождение Гесионы и требование выкупа в виде коней Зевса) первое упоминание Приама). XII в. – расцвет Трои (приамовская) – союз с хеттами и финикийскими племенами. Поход Ахейцев на Трою (Гомеровская Троя) – осада – разорение – после пожара снова отстроили, но прежнего могущества уже не достигла.

Иоганн Шлиман –немецкий предприниматель, археолог-любитель. Верил, что гомеровская Троя существует. Сначала копал на Итаке, потом – в Микенах, в конце – на Гиссарлыке (назв-е переводится как «крепость»). Всего 9 археологических слоёв. Шлиман по неопытности разрушил слой приамовской Трои, «клад Приама, маска Агамемнона» - на 1000 лет старше Троянской войны. Заслуга – впервые рассмотрел труды Гомера как реальный исторический документ.

«Илиада» - 10 год войны. Всего 24 песни. Поэма о гневе Ахилла: отобрали Брисеиду – убили Патрокла – месть Гектору.

Брисеида – аналог Елены, мини-драма внутри «Илиады».

1 песня: гнев Ахилла, ссора из-за Брисеиды

2 песня – каталог кораблей

3-7 – успехи ахейцев, битва Париса и Менелая, разговор Приама и Елены, подвиги Диомеда

6 –прощание Гектора с Андромахой

8 – успехи троянцев, посольство к Ахиллесу

10 – поход Диомеда и Одиссея к троянцам

11 – обольщение Зевса Герой

К 15 – успехи Гектора, помощь Аполлона, битва у кораблей, сражение Патрокла, его гибель

Очередной психоз Ахилла, изготовление щита.

21-22 - борьба с речным богом Ксанфом, пробежка вокруг Трои, смерть Гектора.

23-24 – игры в честь Патрокла, выдача тела Гектора, плач по Гектору Гекубы, Елены и Андромахи.

Покровители ахейцев: Гера, Афина, Посейдон, Гефест

Покровители троянцев: Аполлон, Афродита, Арес, Артемида

«Одиссея» - возвращение итакийского царя на родину, поэма о человеке, прогневившем богов – наказание Посейдона (за убийство Полифема), позднее также гневит Эола, вновь Посейдона, нарушает обряд гостеприимства – скитания на поэме не заканчиваются.

Также 24 песни.

Начало – Одиссей сидит у Каллипсо, Афина и Зевс решают его судьбу.

Параллельно – Телемахия – женихи осаждают дом Пенелопы, Телемах отправляется на поиски отца, сначала к Нестору, затем – к Агамемнону.

Одиссей, построив плот, попадает к феакам. На пиру, слушая песню о героях троянской войны, плачет и рассказывает о своих скитаниях:

- 9 дней буря, когда проплыли мыс Малея;

- лотофаги;

- циклопы, Полифем;

- плавучий о. Эола;

- лестригоны;

- Цирцея;

- путешествие в Аид, разговор с Тиресием, Агамемноном, Ахиллом и др.;

- Сцилла и Харибда;

- о. Гелиоса;

- о. Каллипсо, Огигия;

- феаки.

Одиссей плывёт на Итаку, неузнанный попадает к свинопасу, встречается с Телемахом, Евриклея узнаёт Одиссея, бойня всех 108 женихов, наведение порядка.

Более сложная композиция.3 версии, где плавал: 1)Средиземное море 2)Атлантический океан 3)в мире сказки
5. Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Особенности стиля:

- большая поэма о событиях прошлого;

- от лица автора;

- наслоение эпох;

- нарочитая архаизация (нет упоминания письменности, греческих малоазийских городов), гиперболичность;

- активное участие богов в действиях героев, сцены собрания богов;

- нет авторской позиции, изложение объективно;

- ретардация – подробное описание предмета или события (щит Ахилла);

- повторы наиболее важных событий, несколько строк – одними словами («рано вышла из тьмы розоперстая Эос», «К яствам готовым они и поставленным руки простерли. Как только жажду питьем и свой голод едой утолили...Так пировали, ни в чем на пиру не имея отказа »);

- твёрдо закрепившиеся за героями эпитеты (шлемоблещущий Гектор, Ахилл быстроногий, Агамемнон пространнодержавный), эпитеты богов – связь с культом или функциями (волоокая Гера, Зевс-громовержец);

- сравнение, связанное с действием, стремление к наглядности, сравнения батальных сцен с эпизодами мирной жизни («Словно как мухи без счета, которые тучей густою В воздухе носятся жарком, слетаясь к пастушьей стоянке В вешнюю пору, когда молоко наливают в сосуды, - Столько же длинноволосых ахейцев стояло на поле Против троянцев, пылая желанием всех уничтожить»);(«Паром густым он окутан, как будто бы дымом пожарным».); Грохот от ударов копий и мечей сравнивается со стуком секир у дровосеков;

- хронологическая несовместимость двух отдельных действий, нет одновременности =>перескоки (поединок Париса и Менелая и разговор Елены с Приамом);

- неравномерность в описании событий, подготовка действий дольше, чем сами действия(смерть Гектора – несколько строф, намного дольше - подготовка и бой с Ахиллом).

Литературные приёмы:

- метонимия- замена одного слова двумя-тремя иными понятиями (меч - острая нить);

- плеоназм – обилие синонимов

Поэмы написаны гекзаметром, на ионийском диалекте. Позднее - обязательно для всех поэм вплоть до эпохи эллинизма.

Сформировался первый литературный язык, не отражавший разговорной речи.

Поэмы исполнялись устно, певцами-аэдами (сказителями) под струнный инструмент.

В VI в. – рапсоды – исполнители. Гомериды – рапсоды с о.Хиос
6. «Гомеровский вопрос» в античности.

Реальность Гомера не подвергалась сомнению. Гомер – автор целого ряда лит. пр-ий(«Илиада», «Одиссея», ряд гомеровских гимнов, киклических поэм, эпиграмм).

Время жизни? 3 точки зрения:

- 2-ая половина X в.;

- IX в.

- IX –VIII вв.

Место рождения? Около 20 вариантов. «Семь городов, препираясь, зовутся отчизной Гомера». + о.Хиос – гомерик – мелкая монета

Реальность путешествий?

VIII в. – сюжеты распространились по Балканской Греции. VI в. – сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» в вазописи, росписи.

+ трудность в устном исполнении. Впервые записаны в VI в. При афинском тиране Писистрате для состязаний рапсодов.Начало серьёзных исследований поэм.

V в. – Фукидид – рассматривал текст Гомера как исторический и географический источник. Эсхил называл свои пр-ия «жалкими крохами гомеровских поэм». Божественный, великий – эпитеты Гомера.

Поэт Ксенофан Колофонский порицал Гомера за снижение образа богов, его поддерживал Платон.

Самая злая критика – Зоил из Анфиполя. «Бич на Гомера».

III-I вв. – изучение рукописей в Александрийской библиотеке (Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский).

Около 15 разных вариантов – Аристарх вычленил самый древний пласт (частично – по значению слов – «сома» - тело в период эллинизма, у Гомера – труп).

Зенодот Эфесский разбил на 24 части, пометив буквами алфавита.

Сегодняшняя поэма – версия Аристарха. Считал, что Гомер написал «Илиаду» в молодости, а «Одиссею» - в старости. Сохранилась в виде схолий – комментариев.

В Пергамской библиотеке философ Кратер составил ряд комментариев с точки зрения естественных наук.

Гелланик, Ксенон – хоризонты (разделители) – поставили под сомнение авторство обеих поэм, считали, что не могут принадлежать одному автору.

Самая ценная рукопись – Венецианская, X в.
7. Гомеровский вопрос» в новое время.

С наступлением Средневековья изучение Гомера угасло на Западе, но в византийских школах интерес сохранился. В Италии Данте называет Гомера «отцом поэтов». В Древней Руси он упоминается в «повести временных лет» и других летописях.

XVI в. – дискуссия «старых» и «новых». Новые –отдавали предпочтение Вергилию.

1664 – аббат Франсуа Добиньяк – «Диссертация об «Илиаде»» - считал,что Гомера не было. «Гомер» - термин слепой, а не имя собственное => аэд или группа аэдов. «Илиада» - собрание песен нескольких певцов. Единство текста объясняется поздней редакцией поэмы в VI в.

XVIII в. – издание диссертации.

Филолог Ричард Бентли – не отрицал сущ-я Гомера, но считал, что он только отредактировал несколько песен.

Фридрих Август Вольф – «Введение к Гомеру»:

- не было единства и общего текста Гомера;

- изначально были небольшие песни нескольких аэдов;

- Гомер – один из череды аэдов.

3 осн. точки зрения:

1) Теория малых песен – Карл Лахман – разделил «Илиаду» на 16 самостоятельных песен с промежуточными связями, считал, что малые песни были созданы разными поэтами и сведены вместе под афинской редакцией;

2) Унитарная теория – Генрих Нич – письменность существовала на рубеже IX-VIII вв. => поэмы могли быть записаны. Гомер – реальная личность, принимал участие в создании поэм;

3) Теория основного ядра – Джордж Грот, Готфрид Герман – существовало 2 небольшие поэмы- «пра-Илиада» и «пра-Одиссея», которые со временем были дополнены другими поэтами.
8. Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Первое упоминание в русской лит-ре– XII в. XVII в. – Симеон Полоцкий – знаток. XVIII в. – первые переводы. Сначала – «Война мышей и лягушек». Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов, Сумароков – первые попытки перевести «Илиаду».

В русской литературе XIX века не было почти ни одного писателя, который бы не вдохновлялся Гомером. Своими глубокими суждениями о нём известен Белинский, весьма выразительно писавший о гомеровской народности, героизме, поэтической сложности и детской простоте, о зарождении в творчестве Гомера всех литературных жанров, о его мировой значимости. Можно предположить и непосредственное влияние Гомера на творчество Гоголя, на вдохновенную теорию эпоса, созданную им для прославления именно Гомера. Гоголь провозглашает «Одиссею» «решительно совершеннейшим произведением всех веков», сокровищницей «младенчески-прекрасного, которое (увы!) утрачено, но которое должно возвратить себе человечество как своё законное наследство». Большой интерес к Гомеру проявили Тургенев и Достоевский. Л. Толстой писал о Гомере, что это «вода из ключа, ломящего зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками от которых она чище и свежее» (из письма к А. Фету). Жуковский видел в эпосе Гомера наивный и патриархальный мир, соответствующий по духу древнерусскому опоэтизированному прошлому.
Полный перевод с латинской версии – Кондратович, в прозе.

1776 – Пётр Якимов – прозаический перевод с греческого.

1778 – Ярмил Костров – стихами первый 6 песен.

1820-е-30-е – полный прозаический перевод, Дмитрий Попов для Александра I.

1829 – классический перевод Гнедича. Гнедич решился продолжать дело Кострова и в 1809 году издал в свет 7-ю песню «Илиады», переведённую тем же размером. В 1813 году, когда Гнедич дописывал уже 11-ю песнь, С. С. Уваров обратился к нему с письмом, в котором доказывал превосходство гекзаметра над александрийским стихом. Письмо это вызвало возражения: до этого времени гекзаметр в своих стихах использовал только В. К. Тредиаковский, который имел репутацию бездарного и трудночитаемого поэта. Пока шёл спор, возможен или невозможен русский гекзаметр, Гнедич, по собственному выражению, «имел смелость отвязать от позорного столба стих Гомера и Вергилия, привязанный к нему Тредиаковским». Гнедич уничтожил переведённые песни, стоившие ему шести лет упорного труда. Только в 1829 году вышло полное издание «Илиады» размером подлинника. Перевод был горячо приветствуем лучшими писателями, в особенности Пушкиным. Впоследствии В. Г. Белинский писал, что «постигнуть дух, божественную простоту и пластическую красоту древних греков было суждено на Руси пока только одному Гнедичу» и ставил его гекзаметры выше гекзаметров В. А. Жуковского. А.С.Пушкин выразил своё отношение в 2-ух эпиграммах, хотя по смыслу они противоположны. Гнедич открыл для России всю античную литературу.

1849 – Жуковский первёл «Одиссею», переводил с подстрочника => вольный перевод.

1850-е – Ордынский перевёл 12 песен «Илиады» языком русских былин.

1896 – Минский – перевод «Илиады».

1949, 1953 – перевод «Илиады» и «Одиссеи» Вересаева. Пользовался переводом Гнедича, убрал архаизмы, стремился к максимальной точности.

По М.Л.Гаспарову: «Минский переводил для неискушенного читателя надсоновской эпохи, Вересаев — для неискушенного читателя современной эпохи, а Гнедич — для искушенного читателя пушкинской эпохи».
9. Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

«Гомеровские гимны» - сборник из 34 коротких произведений эпического характера, сохранившийся в рукописях византийского периода вместе с знаменитыми поэмами.

≪Гимны≫ - условное. Эпические рассказы, написанные гекзаметром в подражание Гомеру, а не прославление божества. В гимнах описываются различные их приключения — главным образом в связи с установлением каких-нибудь культов или основанием храмов.Связаны с местными культами в разное время => не могут принадлежать одному автору. Содержание - храмовые легенды (рождение богов или их подвиги). Время написания – VII-V вв.

Самые большие – 2-ум Аполлонам (Дельфийский и Коринфский, победа над Пифоном – слово «пифия»; явление в виде дельфина – «Дельфы»), Афродидите (о любви к троянцу Анхису), Деметре (поиски Персефоны),Гермесу(создание лиры из черепахи). Самый поздний – гимн Пану.

Большинство этих гимнов заканчивается стихом: «Ныне тебя помянув, я к песне другой приступаю» .=> возможно – вступления к состязанию рапсодов.

Гомер Торжественность Главное – эпитеты, атрибутика Недосказанность, в основном – воспевание силы, благодеяний «К Зевсу» - как громовержец, владыка, нет аналогий с людьми, возвышенность тона. «К Артемиде» - гео. названия – как святилища, а не толкование Каллимах Единый автор, не имеют отношения к религии и культам, либо политический («К Зевсу»), либо светский хар-р («К Артемиде») НО: мифологические каноны «К Зевсу» - сначала ирония - неизвестн. родины, объяснен происх. назв. («пуповый дол») - серьёзность при аналогии с царями (Птолемеем). «Намного других царей превосходит он» «К Артемиде» - светская домашняя обстановка, маленькая Артемида просит Зевса дать ей спутниц Океанид и охотничье снаряжение. Много мифов – объяснение названий, трудный язык, замена одних понятий другими («пеласгиды» = «аргивяки», «апиданы» = «критяне»). Ироническое отношение к богам (Гермес, вымазанный сажей, Гера = тёща).

«Киклические поэмы» - от «кикл» - круг. VIII-VI вв.Термин – в Александрии, объединили поэмы по циклам и геогрместоположению.

Троянский цикл:

- «Киприи» - до отплытия кораблей под Трою;

- «Илиада»;

- «Эфиопида» - помощь троянцам амазонок и эфиопского царя Мемнона. В конце – смерть Ахилла от стрелы Париса;

- «Малая Илиада» - погребение Ахилла и спор из-за его доспехов между Одиссеем и Аяксом Теламонидом;

- «Разрушение Илиона» - прибытие Филоктета и Неоптолема, троянский конь, конец Трои. + поэмы возвращений:

- «Одиссея»

- помы о возвращениях Нестора, Агамемнона, Менелая, Аякса Малого, Неоптолема, Диомеда.

Фиванский цикл:

- «Эдиподия» - от рождения Эдипа до его смерти;

- «Фиваида» - борьба Этеокла и Полиника, семеро против Фив;

- «Эпигона» - борьба сыновей;

- «Адкмеонида» - об Алкмеоне, сыне Амфиарая.

«Илиада» и «Одиссея» едины в содержании, киклы – нет единства, много сюжетных линий.

Пародия есть сатирическое воспроизведение какого-нибудь сюжета,

образа или литературных приемов в формах, нарочито не соответствующих

содержанию. В V в. – потеря актуальности героики. Сохранение всего набора гомеровских эпитетов.

«Маргит» - дошло 6 стихов. VII в. В центре – трусливый,жадный, недалёкий персонаж, прославляющийся, как герой (герой наизнанку).

≪Война мышей и лягушек» - полностью сохранилась, пародия на Илиаду. Вмешательство богов, комические эпизоды (Афина не хочет никому помогать, т.к. мыши сожрали плащ, а лягушки громко квакали по ночам).

В древности некоторые приписывали эту поэму Гомеру - рельеф III в. до н. э. ≪Апофеоз Гомера≫, где у ног обожествленного Гомера изображены мышь и лягушка. Но обычно автором ее считали Пигрета, брата царицы Артемисии, жившего в начале V в. до н. э., и эта дата представляется наиболее вероятной.
10. Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»). Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода.

Дидактический эпос – 2-ая пол. 8 – 6 вв. Ионийский диалект, гекзаметр.

Отличия от героического эпоса:

1) Современные автору события

2) Речь идёт о реальных людях

3) Авторская точка зрения и оценка событий.

Основной представитель – Гесиод (8-7 вв.) – «Труды и дни».

В начале – биография Гесиода (см. п. 2) – отец был торговцем, разделил состояние между 2-умя братьями, Перс подкупил судей и обобрал Гесиода, Гесиод добыл состояние своим трудом, Перс промотал деньги и пришёл к Гесиоду, тот ответил, что денег не даст, но поможет советом.

Земледельческая поэма назидательного характера (единств. в своём роде)

Композиция поэмы:

1) рассказ Гесиода о своей жизни, о 2-ух Эридах, миф о Пандоре, 5 веков, басня о соловье и ястребе, теоретич. рассужд. (богатство/бедность, правда/неправда);

2) систематическое изложение земледелия + отрывок об отце Гесиода;

3) пожелания. по поводу жит. обстоятельств (выборы жены, воспит. детей)

4) «календарь» - расписания трудовых дней, суеверия.

Подразделение общества на 2 класса:

- «цари» - знать и аристократия – в их руках богатство и судопроизводство, руководствуются неправдой и лихоимством;

-«пастухи» - основная масса свободного населения, отличаются видом работ, в основном- земледельцы. Земледелие – достойный труд, богатство, угодное богам (нечестивое богатство радости не принесёт), небольшая группа торговцев и ремесленников – чаще всего воры и проходимцы.

Первый в греческой лит-ре образ Прометея, далёк от трагического ореола, изображён воришкой, укравшим огонь.

Разделение правды и неправды. Причина - боги. Основной постулат - всё по жизни от них. Каждому воздаётся богами по заслугам, неправда – всё, что противоречит моральн. кодексу. Причина несчастий – воровство Прометея, из-за чего была создана Пандора с ящиком, где осталась одна надежда. Миф о Пандоре развился позднее, связывая женщину со всеми несчастиями.

Условная периодиз. - картина регресса в духовной и матер. сферах. Смена 5 веков основана на смене металов (разраб. ранее в рамках вост. культуры)

Золотой век – верховный бог – Крон, поколение титанов, завершается Зевсом. Период доолимп. жизни, земля – самое главное, определяет хар-р и благополучие людей, даёт вечную жизнь и урожай. Труд – не обязанность. Практически собирательство, почти амебоидное существование. Нет забот, вечная сытость. Становятся хтоническими демонами земли.

Серебряный век – ограничение срока жизни, долгое время – как дети. Уже Зевс – требование жертв. Гордость как чванство (не приносили жертв). Начало скотоводства. Переносятся на о-ва Блаженных в Аиде.

Медный век – появление оружия, войны. Не земледельцы. Из меди доспехи и жилище, могучие, сильные, страшные, войны=работа. Создал Зевс, покровитель – Арес. Сами себя уничтожили, «сошли безымянно».

Героический век – относит. улучш.. Троянский и Фиванский циклы, герои-полубоги. Любимцы богов, идеал гомеровского воина. Погубила война. О-ва Блаженных, где «почва равные мёду плоды приносит», 3 урожая.

Железный век – всё плохо, злоба, подлость, эгоизм, жажда власти и снобизм. Нет почтения к старшим, несоблюдение клятв, разрушение семьи, труд = горе. Поколение Зевс уничтожит, когда начнут рождаться седыми.

Мрачный, пессимистич. настрой. Определяющее в обществе – богатство, дающее свободу (если нажито праведно), бедность убивает личность.

Опора в жизни – труд земледельца. Олицетв. неправды – группа царей.

Категория правды – понятие, отличающее чел. о животного. В идеальном гос-ве цари правдивы. Понятие добродетели, основанной на труде – обязат. закон для существов. человека в общ-ве. Добродет. труд посылают боги.

Гесиоду приписывается поэма «Теогония», включающая элементы космогонии. Первый опыт объяснен. происхождения мира.

1) «Теогония» отразила неолимп. миф создания мира и богов (в Дельфах – попытка изменения мифов, создание космогонич. системы; не прижилась).

Начинается похвалой музам, Затем – поколения богов (Сначала – Хаос, из него – Гея, Тартар, Эрос, Ночь, Эреб, дальше – по традиции).

2) «Герообогия» - примыкает к «Теогонии» - перечень женщин, список героев мифологии, рождённых от смертных женщин и богов.

3) «Щит Геракла» - 2 части – 1) хождения Геракла 2) картины на его щите (подражание щиту Ахилла)

Предположительно – для состязания рапсодов.

+ приписывается «Великие труды» - открывает произвед. об аргонавтах

Стиль Гесиода:

- влияние гомеровского эпоса (эпитеты богов)

- фольклорн. мотивы, 1-ая басня (о соловье и ястребе в «Трудях и днях»)

- изображ. повседневной жизни.

Заслуги Гесиода: создание генеалогич. эпоса, форма первых летописей; первая попытка систематиз. греч. мифологии.
11..Древнегреческая лирика и её основные формы. Древнегреческая элегия VII-V вв. до н. э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

7 в. – эпос теряет своё социальное значение, ему на смену приходит лирика – поэтическое пр-ие небольшого объёма, выражающее авторскую позицию, мысли и чувства по спектру современных ему проблем (термин александрийских учёных).

Развитие – в связи с полит. ситуацией на Балканской Греции – формирование греч. полиса, соц. противоречия, начало режима тирании, расширение географических рамок, великая греческая колонизация (+ о.Сицилия) => потребность в выражении соц. перемен, современности в лит-ре

Лирика: 1) монодийная (сольная, выражала индивидуальное настроение) 2) хоровая (торжественный характер, события общественной жизни)

Возникла из народных песен, сохраняла некоторые особенности

Лирич. пр-ия: 1)элегия 2) ямб 3) мелос

Произносились под аккомпанемент лиры или кифары (позднее – только мелос) – отсюда название жанра

Тематика практически не отличалась, осн. различие –стихотворный размер

Дошли во фрагментах, пострадали из-за сильной связи с современность – в Александрии – канон 9 лучших поэтов.

Найдены на раскопках папирусов в Египте.

Элегия – небольшое пр-ие, написанное двустишиями, составленными из гекзаметра и пентаметра.

Изначально отличаась бодрым характером

Наиболее близка к Гомеровскому эпосу (ионийский диалект, цитаты и формулы Гомера).

Каллин (7 в.) – уроженец Ионии, г.Эфес, время войны с северными киммерийцами. Сохранилось 4 фрагмента. Главная задача – пробудить чувство отваги, побороть страх, бросить все силы на защиту города. «Достохвально и славно для мужа за Родину биться». Смерть неизбежна, лучше – умереть за родной город, чем погибнуть в безвестности, не нужным ему.

Тиртей (7 в.) – уроженец Спарты, современник мисенских войн. Сохранилось больше фрагментов, развитие темы Каллина. Особо уделял внимание участи тех, кто струсит на поле боя (изгнание, нищета, вечный позор для всей семьи). Воспевал благородную смерть ради спасения Отечества, самоотречение и бесстрашие. «Слева щит пред собой выставляйте

И копьем потрясайте отважно. Своей жизни в бою не щадите: Не такие заветы ведь Спарты». Подчёркивал значение Спарты, все воины – род Гераклидов. Также прославился военными маршами (эмбатериями), один из любимейших поэтов Спарты, творчество – образец патриотизма: «О, как прекрасна та смерть, когда доблестный воин погибнет

В первом ряду средь бойцов, город спасая родной!»

Сравнительно с Гомером:

Сходства: воспевание благородной смерти в бою, развитие образа гомеровского воина, «сильный духом» (идущий на смерть) – цитата Гомера Отличия: обращение к коллективу, война – общая участь, а не отдельные поединки особо выдающихся героев, смерть не столько ради вечной славы и трофеев, но ради спасения Отечества, ради семьи главное – не физическая сила, а моральные качества, подвиг - общегражданский

Мимнерм (7 в.) – условный основатель любовной лирики. Уроженец Колофона (Малая Азия). Сохранился сборник, посвящённый возлюбленной Нанно. Осн. тема элегий – любовь как единственная цель в жизни, хотя нет описаний любви как чувства. Пессимистичный характер, самое страшное – старость. «Десятилетия жизни» - лучше умереть в молодости, после 60 – нет смысла жить (впоследствии – возражения Солона). Почти нет политической темы, хотя современник войны с Лидией. Только в некоторых стихотворениях («Война за Колофон и Смирну») – воспевание ушедшего славного прошлого, военных подвигов.

Язык – много цитат, сравнений Гомера (напр., жизнь как листва, эпитеты «золотая» Афродита, «розоперстая» Эос). Яркие образы: «Пролетает стрелой, словно пленительный сон, юность почтенная».

Популярен у александрийских поэтов (Каллимах), позднее – у римлян.
12. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Солон (634-559) – уроженец Афин, выходец из древнего, но разорившегося рода. 1-ая половина жизни – морская торговля (разбогател), путешествия, затем – полит. деятельность в Афинах. Борьба между демосом и аристократией – оказался между 2-ух партий, был избран архонтом, создание законов попытка найти компромисс между богатыми и бедными => недовольство обеих партий.

2 сборника элегий: «Наставления афинянам», «Наставления самому себе» - объяснение реформ.

В ямбическом стих-е – образ Земли, освобождённой от долговых столбов, перед судом Времени оправдывает его реформы.

Тема Правды: «молчанье храня, знает Правда, что есть и что было, пусть хоть и поздно, за грех всё-таки взыщет она» (ср. с Гесиодом)

Порицание страсти к наживе, много рассуждений о власти, список хороших и плохих профессий.

Знаменитая элегия «Саламин» - призыв отбить остров у мегарцев (продуктивно).

Ответ Мимнерму: семилетия жизни + пожелание дожить до 80 лет

Феогнид – уроженец Мегар, древний аристократический род. Время кризиса – свержение власти аристократии, правление народных масс, бывшая знать – бедность и изгнание(отражено в элегиях).

Феогнид во всём винит народную партию, призывает к свержению насильственными методами, оплакивает богатство. Жалуется богам на несправедливость и бедность. Пессимистичный хар-тер элегий. Деление на «добрых» и «худых». Сравнение с породистыми животными (не обращают внимания на происхождение людей). Недоумение, как боги допускают торжество неправды.

Первые мысли о бессмертии поэзии: «Кирн, на моих изреченьях да будет печать моя вечно,Чтобы позднее никто их не присвоил тайком», считает себя служителем Аполлона и муз.

Дидактический хар-тер – наставление спутнику Кирну.

Сборник популярен у афинских аристократов. «Сборник изречений Феогнида».

Богатство:

Гесиод: Земля – главная ценность, достойный труд – земледелие, презрение к ремесленникам (Прометей, покровитель ремёсел, показан как подлый воришка). Богатство, нажитое праведно, даёт свободу и смелость, неправедное – ни к чему хорошему не приведёт Солон: Земля, деньги, кони, охота и т.п. – то, что создаёт досуг и =>свободу, также семья и физическая сила. Достойные способы заработка: торговля, ремесло, земледелие, творчество Недостойно заработанное богатство – смерть Нужно соблюдать законы, подавлять жадность. Излишки свободного времени нужно направлять на благо государства (полит. деят.) Феогнид: Наличие дома, тонкая одежда, чистота крови (благородное происхождение), свобода слова, гражданские права. Богатство даётся богами и по рождению, а не по виду деятельности (презрение к торговцам) Богатство даёт свободу, наслаждение жизнью, определяет круг «друзей» (пока ты богат – друзья всегда есть).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: