Язык и стиль

Язык: партии хора – дорийское наречие, диалоги – традиция ионийско-аттической ямбической поэзии, также арахаизмы. Лирические реплики внутри диалога. Сложные слова с несколькими корнями или приставками. Попытка индивидуализации речи. Образы и метафоры (приезд Елены в Трою – приручение молодого львенка, который вырос и убил стадо хозяина; Клитемнестра – львица двуногая, что с волком спит). Тяжеловесность. Придумывал новые слова. Гомеровские термины.
22. Основные этапы творчества Софокла. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля.

Софокл (496-406) – родился в Колоне. Принадлежал к знатному и богатому роду. Писать начало рано, в 468г. первая победа (над Эсхилом). Расцвет деятельности совпадает со временем Перикла. Принимал участие в общественной жизни. Был председателем комиссии союзной казны. Был стратегом в походе против Самоса. Участвовал в Пелопонесской войне. Под конец жизни стал жрецом. Он написал 123 драмы, дошло 7. 24 победы.

Основные этапы творчества. По циклам сказаний:

1) Троянский миф. цикл: «Аякс» (до 445г.), «Электра», «Филоктет»

2) Фиванский миф. цикл: «Царь Эдип» (поставлен около 428г), «Эдип в Колоне» (401г.), «Антигона» (около 442г.)

3) Сказания о Геркале: «Трахинянки»

Произведения:

- «Царь Эдип». Сюжет основан на мифе из фиванского цикла. У царя Фив,сына Кадма, Полидора и его жены Нюктиды был сын Лабдак, а у того Лай. Лая проклял Пелопс, царь Писы, за кражу его сына Хрисиппа. Лаю в Дельфах было пророчество о том, что он умрет от руки своего сына. После рождения сына, Лай хотел убить его, но раб спас. Эдипа воспитали царь Полиб и Меропа в Коринфе. Эдипу было пророчество о том, что он убьет отца и жениться на своей матери. Пророчество сбылось. В трагедии мысль о тщетности человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы. Место – перед царским дворцом в Фивах. Композиция: пролог, парод, 4 эп., 4 ст.., эксод. Эдип – мудрый царь (загадка сфинкса), хочет знать всю истину (его просят не искать, но он продолжает). Героическая индивидуальность борется с неопознанным универсумом. Победа за вечным, но важно раскрытие возможностей человека. Хор фиванских старцев.

- «Антигона». Антигона – дочь Эдипа, решившая похоронить брать Полиника, который возглавил поход против Фив, где после смерти отца правил их брат Этеокл. Новый царь Креонт запрещает ей это делать, но она ослушивается. Мысль о «мере вещей»: Креонт по себе, а Антигона вечными нравственными нормами. Место – перед царским дворцом в Фивах. Пролог, парод, 5 эп., 5 ст., эксод. Антигона служит делу любви, протест против тирании. Креонт – деспот. Хор фиванских старцев.

- «Электра». Божественная воля не подлежит сомнению или обоснованию, внимание на способы человека реализовать повеление Аполлона. Место дейтвия – Микены, перед царским дворцом на вершине Акрополя. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Орест рассказывает план убийства. Клитемнестра говорит о мести за дочь и о Правде. Хрисофемида видела локон брата, но Электра не верит ей. Орест сам ей открывается (перстень с печатью отца). Орест спокойно убивает мать и Эгисфа (обманывает его, под покрывалом – жена). Эгисфа в месте, где от его секиры умер Агам. Хор микен. девушек.

С. «изображал людей такими, какими они должны быть» (по его словам).

Театральные реформы:

- Введение 3-го актера, разработка действия.

- Центр тяжести с хора на действ. лиц. Увеличение хора – 3 ряда по 5

- Разрушение принципа тетралогии, потом и трилогии.

- Увеличение пролога

Типы композиции:

1) Трагедия монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра».

2) Трагедия поединок: «Антигона».

3) Трагедия диптих: «Аякс» (две части: 1 часть – еще действ., 2 – без него)

Религиозно-нравственные взгляды:

- Только боги определяют действия людей (неписаный закон в «Ант.»). Божество – носитель моральной идеи. Мудрость человека - беспрекословное подчинение им. («Эл.» - Орест не сомневается). Грех человека – «дерзость, попирающая ногами престол Правды» («Ант.»)

- Боги могут поставить человека перед выбором и он будет сложным. Но у Софокла обычно нет выбора (Ант. знает, что надо хоронить, а Эл. – мстить). Вопрос в том, как сделать.

- Идеал - благоразумие, чувство меры. Неразумие – несчастья (Креонт)

- Тщета человеческих помыслов при виде изменчивости судьбы («Ц. Э.»)

- Смирение перед силой богов («Эдип в Колоне»)

- Мотив нравственной ответственности («Ц. Э.»)

- «Трагическая ирония» («Ц. Э.»)

Политические взгляды:

- Патриотизм. Государство – защитник справедливости («Эдип в Колоне»)

- Ненависть к тирании («Ант.»). Идеал правителя – Тезей («Эдип в Колоне)

- Неписаный закон также важен, как писаный. Перикл ставил это в заслугу.

- Богатство – средство к нечестным проискам, подкупу

- Отражение современных ему событий: 430г. и 429г. – эпидемия в Афинах («Ц. Э.»); спартанцы против Перикла («Аякс»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: