Структура договорно-коммерческих связей на товарных рынках

Экономические и договорные связи тесно взаимосвязаны. На это обращалось внимание исследователями еще в советский период. Взаимодействие экономического содержания и правовой формы выражалось термином "договорно-хозяйственные связи"

В законодательном порядке структура договорных связей, как правило, не устанавливается.

Простая структура договорных связей опосредует прямые связи между производителями и потребителями.

При сложной структуре договорных связей процесс движения товаров опосредуется цепочкой договоров. Так, складская отгрузка товаров может опосредоваться двумя и более договорными связями (к примеру, производитель - оптовик; оптовик - потребитель).

При рассмотрении структуры договорных связей в рамках одного договора следует учитывать, что стороны договора могут не совпадать с исполнителями договорных обязательств.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицам, указанным в договоре в качестве получателей. В последнем случае отгрузка осуществляется получателям, указанным в отгрузочных разнарядках, выдаваемых покупателем поставщику. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, в соответствии с п. 2 ст. 509 ГК РФ отгрузочная разнарядка должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки.

Особенностями, предусмотренными в ГК РФ, обладает структура договорных связей при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд. Согласно ст. 526 ГК РФ, в государственном или муниципальном контракте может быть предусмотрена поставка товаров государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу. В контракте может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. В этом случае государственный или муниципальный заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику, в соответствии с которым они заключают договор поставки (ст. 529 ГК РФ).

Рассматриваемые варианты структуры договорных связей устанавливаются при заключении договора. Однако предусмотренное ст. 313 ГК РФ исполнение договорных обязательств третьим лицом влияет и на структуру договорных связей. Данная конструкция используется в основном в системе генерального подряда (ст. 706 ГК РФ), но может применяться и при поставках товаров, оказании услуг.

В соответствии со ст. 313 ГК РФ исполнение договора может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Возможность привлечения субисполнителей законодательно закреплена в ГК РФ применительно к договору комиссии (ст. 994), агентскому договору (ст. 1009).

Особенность системы генерального договора заключается в том, что генеральный (основной) исполнитель несет ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение договорных обязательств субисполнителями, а перед последними - ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств заказчиком. В некоторых случаях это предусмотрено законом. Так, за действия субкомиссионера ответственным перед комитентом остается комиссионер (п. 1 ст. 994 ГК РФ).

С согласия генерального исполнителя заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ или оказание отдельных услуг с другими лицами. В этом случае привлеченные лица не участвуют в системе генерального договора и несут ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств непосредственно перед заказчиком.

Неразработанность порядка заключения межрегиональных торговых соглашен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: