double arrow

Понятие и факторы эффективности менеджмента


Осуществление и совершенствование управления организа­цией вызывают необходимость определения эффективности дан­ной деятельности, использования при этом специфических изме­рителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие «эф­фективность менеджмента».

Очень часто понятие «эффективность» отождествляется с понятием «результативность», что в корне неверно. Результатив­ность — способность добиваться результата. Эффективность — бо­лее емкое, много аспектное понятие.

Эффективность менеджмента — сложная, многогранная ка­тегория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимо­связь этих понятий, их методологическое единство, можно ут­верждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии «эффективность менеджмента», его комплексном ха­рактере.

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей. Критерий — это важнейший отличительный признак, характеризующий качест­венные стороны явления, его сущность. Он выступает выражени­ем цели многогранного процесса менеджмента.




Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Объект оценки Сфера проявления Уровень управления Динамичность Метод расчета Целевое назначение Метод оценки Комплексность оценки Экономическая, социальная Полная, локальная Внутренняя, внешняя Эффективность управления предприятием, регионом, государством Статическая, динамическая Абсолютная, сравнительная (относитель­ная) Плановая, фактическая, нормативная (по­тенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный Частный, интегральный

Эффективность менеджмента по своему содержанию, при­роде подразделяется прежде всего на экономическую и социаль­ную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимо­связанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рас­смотрения и анализа указанных составляющих. И это с методиче­ской точки зрения допустимо и удобно, так как позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общест­венных явлений, с большей обоснованностью подходить к реше­нию практических проблем повышения эффективности, ранжи­рованию мероприятий по их актуальности и значимости. Хотя, строго говоря, в реальной жизни эти два понятия неразделимы.

В зависимости от объекта оценки можно рассматривать полную (общую) и локальную (частную) эффективность менедж­мента. В первом случае определяют эффективность системы управления организацией в целом, во втором — эффективность управления отдельным ее элементом — подразделением, эффек­тивность использования отдельных видов управленческих ресур­сов (трудовых, материальных, информационных).



В зависимости от целевого назначения эффективность ме­неджмента может быть плановой, характеризующей запланиро­ванный уровень и динамику на перспективу; фактической, харак­теризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эф­фективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявле­ния возможного масштаба ее практического применения. Кроме того, она может быть условной, которая выявляется по фактиче­ским показателям без анализа и элиминирования влияния посто­ронних по отношению к данному мероприятию факторов.

Эффективность менеджмента можно рассматривать за один определенный временной период (год, месяц и т. д.), и она носит название статической.

Эффективность менеджмента формируется под воздейст­вием ряда факторов, которые можно классифицировать по сле­дующим признакам.

По содержанию различают факторы организационные, эко­номические, социально-психологические, технические, физиоло­гические.



В зависимости от масштаба действия факторы можно под­разделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне ор­ганизаций, на уровне подразделений.

По форме воздействия различают факторы прямого и кос­венного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффек­тивность управленческого труда, вторые — опосредованно.

По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влия­ние которых сказывается на протяжении длительного времени. При этом одни факторы связаны с эффективностью менеджмента прямой зависимостью, другие — обратной.

По степени формализации выделяют количественно изме­римые и количественно неизмеримые факторы.

По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: со­вершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов — увели­чение численности управленческого персонала, расширение техни­ческого оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.

Эффективность управления организацией находится под влиянием мероприятий по совершенствованию системы управле­ния. При этом необходимо учитывать, что произведенные изме­нения и затраты и полученные результаты могут иметь совер­шенно разный, не совпадающий характер. Так, указанные меро­приятия по совершенствованию системы управления могут со­стоять в определенных материальных затратах, инвестициях, в мероприятиях социального характера или ограничиваться орга­низационными изменениями. Результатами этого могут быть из­менения (повышение и (или) понижение) экономической и соци­альной эффективности менеджмента. Возможно также повыше­ние экономической эффективности при снижении социальной, и наоборот. Результат от проведенных мероприятий может про­явиться немедленно или через некоторое время, подчас через значительный промежуток времени. Это существенно затрудняет оценку эффективности мероприятий по совершенствованию управления.

Объективная и полная оценка эффективности менеджмента требует рассмотрения, прежде всего, ее экономической состав­ляющей.







Сейчас читают про: