Тема 14. История менеджмента

Вопросы для обсуждения:

1. Что вам известно из истории возникновения и развития управленческих идей?

2. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи?

3. На чем, согласно Ф. Тейлору, должно основываться установление расценок?

4. В чем заключается концепция А. Файоля?

5. Какие положения школы научного менеджмента до сих пор используются при управлении организацией?

6. В чем суть «школы человеческих отношений»?

7. Какой вклад внесли в теорию менеджмента «школа человеческих отношений» и «школа поведенческих наук»?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написание курсовой работы является частью учебного процесса, одной из наиболее важных форм закрепления студентами знаний, полученных при изучении курса «Основы менеджмента».

После усвоения основных тем студент выбирает тему курсовой работы из предлагаемой тематики, кроме указанных тем, студент может предложить собственную тему, предварительно согласовав ее на кафедре менеджмента.

Основные цели курсовой работы:

- привлечение студента к самостоятельному исследованию конкретной темы,

- выработка у студента умений и навыков, необходимых для аналитической работы в ходе изучения отраслевых и специальных дисциплин.

- получение студентом навыков применения теоретических знаний на практике.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- подготовка цельного и законченного исследования по конкретной теме, защита его основных положений;

- обобщение и систематизация знаний, полученных в результате занятий и изучения литературы, нормативных материалов, статистики, работы с эмпирическим материалом;

- выявление умения самостоятельно работать с научными источниками, эмпирическими материалами, логично излагать свои мысли, дискутировать, соблюдая научную этику, отстаивать свою позицию, формулировать выводы и т.д.

Курсовая работа должна быть выполнена на примере конкретной организации и проиллюстрирована схемами, графиками, аналитическими таблицами. Изложение темы завершается выводами и предложениями.

В конце работы приводится список использованной литературы с указанием авторов, названия работ и издательства.

Объем работы 35-40 рукописных или соответствующее число печатных страниц.

Курсовые работы включают введение, теоретическую аналитическую и проектную части, заключение, список использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы для экономики страны, формулируются цели и задачи работы, определяются объект, предмет и методы исследования.

Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, передового отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме и содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в социально-экономической литературе, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. В теоретической части работы определяются основные категории и понятия, приводится их классификация; раскрываются методы изучения, определяются показатели качественной и количественной оценки, формулируются основные закономерности развития проблемы. В заключение данного раздела следует сформулировать вопросы, которые подробно исследуются в практической части работы и определить используемые для этого методы.

Аналитическая часть работы должна содержать:

- технико-экономическую характеристику;

- методы исследования изучаемой проблемы;

- анализ полученных данных и выводы из них.

Технико-экономическая характеристика объекта содержит прежде всего размеры, структуру, специализацию, виды деятельности, степень прогрессивности применяемой технологии и управления, характеристику трудовых ресурсов, инновационный потенциал и инновационный климат трудовых коллективов.

Для изучения фактического состояния исследуемой проблемы выявляются тенденции и устанавливаются закономерности их изменения для количественной характеристики тенденций и зависимостей следует использовать метод графического анализа, корреляции, сравнения, группировок и т.д.

В результате анализа должны быть сформулированы аргументальные выводы о состоянии исследуемой проблемы на объекте, подкрепленные практическими примерами и данными наблюдений.

Проектная часть включает разработку практических рекомендаций по исследуемой проблеме. Они должны быть научно обоснованными, реальными для выполнения, прогрессивными по содержанию и обеспечивать решение поставленной в работе задачи.

Проектная часть должна содержать определение ожидаемого социально-экономического эффекта или направлений, по которым этот эффект может быть получен.

В заключении подводится краткий итог проведенного исследования, делаются основные выводы, дается характеристика и оценка разработанных мероприятий, отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований.

Курсовые работы выполняются на стандартных листах белой бумаги форматом А4. Текст наносится на одну сторону каждого листа. Все страницы должны быть пронумерованы.

При написании текста оставляются поля: левое - 30 мм; правое -10 мм; верхнее и нижнее - по 20 мм.

Первым листом курсовых работ является титульный лист. После титульного листа приводится оглавление работы с указанием наименования глав и параграфов внутри них в соответствии с разработанным планом, а также страниц, на которых они начинаются. Главы нумеруются арабскими цифрами с точкой на конце, без слова «Глава». Параграфы (пункты) имеют номер по порядку в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа (с точками после них). Например, первый параграф второй главы обозначается 2.1. Введение и заключение не нумеруются. Далее излагается само содержание работы. Каждая глава, параграф, пункт работы соответствуют записи в оглавлении работы. Заголовок рекомендуется отделять от предыдущего текста двумя пропущенными строками, а от последующего - одной строкой. Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы, а параграфы и пункты - на той же, что и предыдущий текст. Не допускается оставлять заголовок на одной странице, а начинать текст на другой.

Заголовки глав размещаются по центру и выделяются прописными буквами; заголовки параграфов записываются с красной строки строчными буквами, кроме первой. Перенос слов не допускается. Точка в конце заголовка не ставится.

При включении в работу цитат, использовании заимствованные из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т.д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.

Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется в скобках у правого края страницы, например (1), (2) и т.д. Все символы, формул необходимо расшифровать. Первая строка должна начинаться после запятой со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа записываются с новой строки в последовательности, данной в формуле, например:

Рп = Ср:Птх100, (1)

где Рп - рентабельность реализованной продукции;

Пт - балансовая прибыль от реализации продукции;

Ср - полная себестоимость реализованной продукции;

100 - коэффициент пересчета в проценты.

Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только один (первый) раз.

Цифровой материал, используемый в курсовых работах, следует оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом «Таблица» над соответствующей таблицей. Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы, заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы.

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. При этом располагать таблицу следует так, чтобы ее можно было читать без поворота текста работы. Если такое расположение невозможно, таблицу помещают так, чтобы для ее чтения нужно было повернуть работу по часовой стрелке, при переносе таблицы на следующую страницу наименование граф следует повторить и над таблицей поместить слова «Продолжение табл. 2» или «Окончание табл. 2». Если графы таблицы громоздки, можно их не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. При этом знак «№» перед цифрой не ставится. При ссылке в тексте на таблицу указывают ее номер, слово «Таблица» пишут в сокращенном виде, например (табл. 1).

После основного текста работы приводится список использованной литературы. В него включаются те библиографические источники, на которых базируется изложение основных положений темы, а также из которых студент приводит факты, цифры, цитаты, графический материал.

В литературных источниках указываются: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания. Авторы книг, брошюр, газетных и журнальных статей располагаются в алфавитном порядке.

Все листы, находящиеся внутри обложки письменной работы, подлежат сквозной нумерации. Титульный лист также включается в общую нумерацию, хотя номер страницы (1) на нем не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами без точки и дефисов в правом нижнем углу. Нумерация начинается с цифры «3».

В тексте курсовой работы и в ходе ее защиты могут возникнуть дискуссионные моменты. Свою позицию автор должен аргументировать.

Курсовая работа защищается в установленное учебным планом и расписанием занятий время. Студент предварительно знакомится с письменной рецензией и готовится к ответам на возможные вопросы.

При положительном исходе защиты преподаватель объявляет студенту оценку и делает соответствующую запись в зачетной книжке.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:

1. Административное управление и менеджмент: основные черты и особенности.

2. Взаимодействие менеджера с потребителями, поставщиками, общественностью и государством.

3. Взаимодействие функций стратегического, тактического и оперативного менеджмента.

4. Взаимосвязь организационных структур производства и управления.

5. Взаимосвязь целей и функции менеджмента.

6. Власть и влияние в организации.

7. Власть и партнерство.

8. Влияние принципов управления на развитие крупнейших корпораций мира.

9. Влияние разделения, труда на состав и содержание функции менеджмента.

10. Влияние современных информационных технологий на организаций и методы менеджмента.

11. Государственное регулирование и структура собственности.

12. Единоначалие и самоорганизация в организациях.

13. Законы и закономерности развития социально-экономических систем в менеджменте.

14. Информационное обеспечение менеджмента современного маркетинга.

15. Информация и коммуникации в менеджменте.

16. Использование целепостановки для формирования организации.

17. Лидерство и власть.

18. Маркетинг как тип управления.

19. Менеджмент в малом бизнесе.

20. Менеджмент инновационной организации.

21. Менеджмент как тип управления.

22. Методы анализа и совершенствование функциональной структуры управления.

23. Методы анализа структуры затрат рабочего времени менеджера.

24. Методы моделирования, планирования деятельности организаций.

25. Методы руководства и их применение в деятельности различных типов лидеров.

26. Модель современного менеджера.

27. Мотивация деятельности персонала: сущность, содержание, логика процесса мотивации.

28. Оптимальность и целесообразность решений.

29. Организация как объект управления.

30. Организация управления и управление организацией в менеджменте.

31. Основные принципы менеджмента: характер взаимодействия и соотношение.

32. Основные факторы эффективности менеджмента.

33. Особенности оценки социально-экономической эффективности различных видов менеджмента: производственного, инновационного, муниципального и т.д.

34. Оценка результатов работы и стимулирования труда.

35. Планы и прогнозы в менеджменте.

36. Показатели оценки эффективности использования различного вида ресурсов организации.

37. Принципы и этапы формирования высокоэффективного коллектива.

38. Причины и следствия кризиса иерархических структур административного управления.

39. Проблема конфликта в менеджменте.

40. Проблема централизации и децентрализации управления организацией.

41. Проблема эффективности управления.

42. Психологические аспекты контроля деятельности коллектива.

43. Свобода личности и свобода деятельности в системе менеджмента.

44. Система оперативного управления современных организаций.

45. Современная система прогнозирования и планирования на макро- и микро- уровнях экономики.

46. Современные методы организационного проектирования и его место в менеджменте.

47. Современные формы коммуникаций в менеджменте.

48. Социальная ответственность и этика менеджмента.

49. Социальная справедливость и экономическая эффективность.

50. Стиль менеджмента: условия и факторы формирования и развития.

51. Стиль руководства и формы общения.

52. Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними, проблемы.

53. Стратегия и тактика менеджмента, их влияние на успех организации.

54. Структура потребностей и мотивационное поведение.

55. Структура стратегического плана организации.

56. Сущность и содержание менеджмента.

57. Сущность понятия ориентации менеджмента на рынок.

58. Типы организаций и их структуры.

59. Управление конфликтом: типы и методы.

60. Управление личностью и управление группой.

61. Управление по результатам.

62. Управление проектом как особый тип управления.

63. Управление фирмой: социально-экономические аспекты.

64. Условия выбора организационно формы организаций.

65. Факторы, определяющие специфические требования к формированию трудовых ресурсов менеджмента.

66. Формальное и неформальное управление, основные черты и сочетание.

67. Характеристика организаций как социально-экономической системы.

68. Цели и мотивы организационного поведения.

69. Человек в системе менеджмента: взаимодействие человека и организации.

70. Человеческие качества и эффективность деятельности коллектива.

71. Эффективность управленческих решений в условиях рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: