Типы норм

письменные нормы устные нормы
имеют обязательный характер: их исполнение обязательно для всех членов общества или социальной группы рекомендательный характер: выполнение их не является строго обязательным, но является желательным
за нарушение человеку грозит наказание за нарушение человеку грозит общественное порицание
создаются властными структурами формируются в процессе развития культуры
Примеры: законы правила поведения в общественном транспорте Примеры: уступать место пожилым людям в транспорте не ковыряться в носу публично

Нормы из категории устных могут переходить в категорию письменных (пример: некоторые библейские заповеди).

Термин “ ценность ” - указание на социальное и культурное значение для человека определённых явлений действительности. Нечто не является ценностью само по себе, а становится ценностью, приобретая значимость.

Ценностью может стать всё что угодно. Ценности — понятие и наиболее общее в культуре, и весьма субъективное для всякого отдельного человека. Даже каждый возраст имеет свои ценности. Существуют культурно обусловленные ценности и ценности вечные. В вечных ценностях выражена природа человека в ее общечеловеческом смысле и общекультурной форме. Культурно обусловленными ценностями являются те, которые выступают как социоисторические варианты вечных ценностей, представляют собой их временные, исторические формы.

Ценность возникает тогда, когда мы к бытию вещи примысливаем нечто, не входящее в саму эту вещь, т.е. видим за предметным бытием вещи ее значение, которое не есть предмет. Способность выявлять и раскрывать смысл, содержать его — и делает предмет ценностью.

Сам термин “ценность” используется в философской литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение для человека определенных явлений действительности, которые выступают в качестве ценностей, когда становятся объектами ценностного отношения. В ценностных категориях - для человека выражаются предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений его как субъекта ценностного отношения.

В отличие от животного, которому ценности диктует природа, человек способен принять за ценность все что угодно. Этому способствует производимое в разных формах внушение, осуществляемое искусством, СМИ, рекламой. И здесь встает проблема определения действительных ценностей и отделения их от произвольно принятых за таковые неценностей и даже антиценностей.

Пример: деньги как материальная ценность – разные в разных культурах: монеты, бумажные, раковины.

Источник ценностей – в их способности удовлетворять потребности человека. Различают несколько видов потребностей:
- базовые потребности: пища, сон, безопасность;
- культурные потребности: общение, творческое самовыражение;
- познавательные потребности: истина.

В процессе социализации выделяются общественно значимые ценности, которые выстраиваются в определённую иерархию.

Не существует человека без ценностей (если он не придерживается ценностей всего общества, то придерживается ценностей своей социальной группы; пример: преступное сообщество).

Система ценностей выполняет важную функцию регуляции человеческой деятельности как на личностном, так и на общекультурном уровне.

Э.Дюркгейм ввел понятие аномии – переходного, кризисного периода в развитии общества, при котором возникает ценностно-нормативный вакуум (старые ценности уже не действуют, новые – ещё не действуют).

Ценности воплощаются:

в литературе: В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”;

в устном народном творчестве (пословицы, поговорки);

в искусстве в целом;

в мифологии, религии: Библия, 9 заповедей;

в праве (легитимизация ценностей): наказание за убийство;

в предметах материальной культуры: Кааба – священный камень мусульман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: