double arrow

Пищевые наливные грузы

Классификация пищевых и других грузов растительного и животного происхождения, перевозимых наливом; Подкласс спирты этиловые: группы спирты–ректификаты и спирты коньячные. Подкласс виноматериалы: группы сухие и крепленые виноматериалы. Подкласс растительные и животные жиры:группа твердые растительные и животные жиры: говяжий, свиной, бараний, китовый жир (зубатых);пальмовое, кокосовое, пальмоядровое масло; пальмовый стеарин;группа жидкие растительные и животные жиры;

подгруппа высыхающие растительные и животные жиры: тунговое, касторовое, сафлоровое, ойтицикоеое, льняное масло; китовый (усатых) и рыбий жир; подгруппа невысыхающие жидкие растительные и жи­вотные жиры: арахисовое, бассиевое, капоковое, рапсовое, хлопковое, кунжутное, кукурузное, подсолнечное, оливковое, соевое масло; животный костный жир. Подкласс патоки (мелассы).Подкласс вода.Этиловый спирт (этанол, винный спирт), С2Н5ОН, бесцветная жидкость с характерным запахом. Получается в результате брожения пищевого сырья, гидролизом растительных материалов и синтетически (гидратацией этилена). Очищается ректификацией (пищевой спирт–сырец – от сивушного масла). Спирт–ректификат (tкип78,15 °С) содержит ~ 4,5% воды; может быть обезвожен (превращен в спирт абсолютный). Применяется для получения синтетического каучука, этилового эфира и других, как растворитель, для приготовления спиртных напитков.Жидкие грузы перевозятся наливом (наливные) или в таре (генеральные). При перевозе наливом, хранение осуществляется в береговых резервуарах емкостью до 50 тыс. м3. (снижение потерь – подвижная крыша, серебристая окраска).




11Виноматериалы– продукт алкогольного брожения виноградного со­ка или мезги, подразделяются на сухие, крепкие и десертные. Все виноматериалы характеризуются наличием сильных органических кислот, спиртов, эфиров, дубильных, красящих, азотистых и других веществ. Виноматериалы – легкоподвижные, летучие жидкости с характерным запахом, вкусом и цветом от светло–соломенного до светло–желтого для белых сортов и от розового до темно–красного для красных; обладают высокой способностью к адсорбции и растворению посторонних паху­чих и других веществ, смешиваются с водой в любых пропорциях; ока­зывают активное коррозийное воздействие на металлы и их сплавы.Пищевые растительные жиры подразделяются на нерафинирован­ные, гидратированные, рафинированные без дезодорации и рафиниро­ванные с дезодорацией. Пищевые животные жиры подразделяются на жиры наземных животных и жиры морских млекопитающих и рыб. При комнатной температуре растительные и животные жиры могут иметь жидкую, мазеобразную или твердую консистенцию, поэтому они подразделяются на твердые и жидкие жиры. По степени вы­сыхания и образования твердой пленки на воздухе жиры делятся на высыхающие и невысыхающие. В жидком состоянии растительные и животные жиры прозрачные, маловязкие, подвижные жидкости со специфическим запахом и вкусом. Растительные и животные жиры представляют собой многокомпонент­ную структуру и состоят из глицеридов жирных кислот (95–97 %), фосфатидов, стеаринов, восков и т. п. Они нелетучие, с водой не смешива­ются, образуют нестойкие эмульсии, издают стойкие специфические за­пахи и обладают свойством поглощать посторонние запахи, при нагре­ве до температуры свыше 80°С выделяют ядовитые вещества. На каче­ство растительных и животных жиров основное влияние оказывают кислород воздуха, влажность и температура окружающей среды, попадание солнечного света, продолжительность хранения, ма­териал емкостей, трубопроводов, насосов, а также их исходные качест­венные показатели. При повышенной температуре и влажности жиры подвержены более интенсивному окислению и порче под воздействием кислорода воздуха. Солнечный свет ускоряет процесс окисления. Повышенная температура и вода способствуют развитию в жире микроорганизмов и грибков. Специфической характеристикой масла является кислотность и йодное число. Кислотность –характеризуется кислотным числом, то есть числом миллиграммов едкого калия, необходимого для нейтрализации свободных жирных кислот, содержащиеся 1 г масла или жира. Чем выше кислотность, тем больше масло подвержено окислению. Йодное число –число граммов йода, вступающее в химическое соединение со 100 г масла. Йодное число характеризует чистоту масла и его способность к высыханию (130 – 200 высыхающее, 100 – 130 – полувысыхающее, мене 100 – не высыхающее). Активное окисление масла при контакте с воздухом, наиболее опасно при попадании на волокнистые, пористые и мелко раздробленные грузы.



12 Патока Основным показателем, характеризующим патоку (мелассу), явля­ется процентное содержание сухих веществ (сахара, несахара), выра­женное в градусах Брике и составляющее для большинства видов ме­лассы 79 – 96 °Бр. Плотность мелассы находится в пределах 1,4 – 1,8 г/см3 и зависит от числа Брике. С ростом числа Брике плотность мелассы увеличива­ется. С ростом температуры вязкость уменьшается и достигает мини­мального значения при +55°C. С ростом числа Брике вязкость увеличивается, критическая точка вязкости при значении числа Брике 85°. Максимальная вязкость у па­токи с числом Брике 96°. Повышенное содержание воды активизиру­ет жизнедеятельность микроорганизмов в мелассе, что может повлечь за собой брожение и ее порчу. Воздействие на мелассу температур выше +40°C приводит к изме­нению состава Сахаров, нарастанию кислотности, цветности и потере ее товарных качеств. Продолжительное воздействие высоких темпера­тур (свыше +40°) может способствовать проявлению в мелассе сахаро-аминной реакции разложения Сахаров, которая сопровождается рез­ким понижением сахаристости, самопроизвольным быстрым повышени­ем температуры груза до кипения, обильным выделением пены и кара­мелей, интенсивным выделением газов, что может привести к выбросу груза и взрыву. Признаки начала реакции разложения: обильное пенообразование, самопроизвольное повышение температуры, резкий гнило­стно–фруктовый запах и изменение цвета. Приостановить начавшуюся реакцию возможно путем разбавления мелассы водой.Питьевая вода относится к веществам минерального происхождения и представляет собой бесцветную, прозрачную, легкоподвижную жид­кость без специфического вкуса и запаха. Состав минеральных солей в воде зависит от источника и сложив­шейся минеральной структуры пород данной местности. Вода относится к малолетучим жидкостям, обладает высокой спо­собностью к адсорбции и растворению посторонних пахучих и других веществ. На качество воды при транспортировании основное влияние оказы­вает материал грузовых емкостей, трубопроводов, насосов; повышен­ная температура способствует развитию микроорганизмов.При перевозе наливом, хранение осуществляется в береговых резервуарах емкостью до 50 тыс. м3. (снижение потерь – подвижная крыша, серебристая окраска).

14 Сжиженные газы В сжиженном виде в основном перевозят:аммиак;природный газ (99 % метана, используется как топливо и химическое сырье);попутные газы (попутные или нефтяные углеводородные газы (растворенные, в виде “шапки” или пластов), используются как топливо (71 %), химическое сырье (16 %), для получения бензина (10 %)).Сжиженные газы (СГ) находятся в двухфазном состоянии и легко переходят из жидкого состояния в газообразное. При перевозке и хранении обладают преимуществом жидкости и газа при потреблении.Нормальными условиями считается температура 0°С и давление 101,3 кПа. При интенсивном отборе паров СГ из емкости давление и температура падают.При расчетной температуре 46°С давление паров составляет для: аммиака –1,834, пропана –1,589, н–бутана –0,44 МПа. При атмосферном давлении температура кипения соответственно составит –33,4, –42 и –0,5°С. Природный газ (метан) транспортируется только при температуре кипения (–161,5°С) и атмосферном давлении. Независимо от давления метан переходит в газ при температуре выше критической (–82,5°С).К сжиженному природному газу (СПГ) относится метан с небольшими примесями. К сжиженному нефтяному газу (СНГ) – любые другие газы с преобладанием углеводородов (пропан, пропилен, бутан, бутилен).Аммиак – бесцветный газ с удушливым резким запахом и едким вкусом, хорошо растворяется в воде. В воздухе горит плохо, только в присутствии источника воспламенения. В определенных концентрациях с воздухом взрывоопасен, взрыв возможен при соединении аммиака с хлором или йодом.Бутадиен (дивинил) – горючий, взрывоопасный, бесцветный газ с характерным запахом чеснока. При длительном хранении при наличии кислорода образует перекись, которая при нагреве разлагается со взрывом. Для предотвращения образования перекиси количество кислорода в емкостях не должно превышать 0,5 % и в газ добавляют ингибиторы. Газ плохо растворим в воде. В зависимости от срока и температуры хранения он подвержен полимеризации.Метан – горючий бесцветный газ без запаха. В смеси с фтористым водородом – самовозгорается; при контакте с хлором на свету взрывается, катализатор – сернистое железо.

15 Классификация сжиженных газовС точки зрения транспортировки СГ классифицируют: по способу сжижения: только охлаждением (метан); охлаждением, повышением давления, одновременно и тем и другим (все остальные СГ); по химическому составу: углеводородные и другие. Углеводородные делятся на группы: С2 (этан, этилен); С3 (пропан, пропилен); С4 (бутан, бутилен, бутадиен). К другим относятся аммиак, моновинилхлорид и т. п.; по назначению: топливо и химическое сырье (метан, пропан, бутан); химическое сырье (аммиак, этан, этилен, бутилен, бутадиен, моновинилхлорид); по преобладающему виду опасности: токсичные (аммиак, бутадиен, моновинилхлорид); низкотемпературные (метан, этилен); огнеопасные (этан, пропан, бутан, пропилен, бутилен).Транспортные характеристики СГ определяют тип грузовых емкостей и конструктивный тип газовозов. СГ перевозят в танках и цистернах. Танк, в отличие от цистерны, является частью корпуса судна и участвует в обеспечении его прочности.






Сейчас читают про: