Билет № 22. 1.Социальная организация тюркских племен

1.Социальная организация тюркских племен. Родоплеменная структура, институты управления и властиВ древнетюрских пис.источниках изложена парадигма власти в каганате – Бодун-Эль-Терю, «народ-гос-во-закон». Тюркский племенной союз, тюрский эль, состоял из племен, родов, политический же был организован в эль.Родоплеменная организация – бодун и военно-административная организация – эль взаимодополняли друг друга. Каган – хан «держал эль и возглавлял будун. Он по праву старшего в генеалогической иерархии возглавлял племенной союз и выступал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, выполнял функции воен. Руководителя подчинявшие другие племена и принуждавший платить их дань и налоги. Хан опирался на племенную аристократию – беков. Беки были аристократией по крови и по праву происхождения из того рода, особый статус которого считался неоспоримым, обвященным традицией. Элитой аристократии был род Ашина. Из этого привелегированного сословия, куда входили другие знатные роды, иерархия которых была общеизвестна и общепризнанна, формировалась высшая имперская аристократия – советники, высшие военные командиры, военно-административные руководители.

2. Реформы 1822-1824 гг. Создание административно-территориальных единиц. «Устав об орен киргизах» — 1824 г. (автор генерал губерн - Эссен) — ликвидация ханской власти в Младшем Жузе. Управление осуществляется приграничной комиссией. Жуз делится на части, во главе одной –султан который назнач оренбурск генерал губернаторам, дистанция (участок между крепостями) управлялись начальниками дитанций— местности (аулы) старшинами. Все назнач погран комиссие, выборной сиситемы небыло, Все крупные дела рассма военным судом или погран комиссия а незначит в ведении местных судов на основе обычного права. Устав о сиб киргизах 1822 г М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) тер-я Каз степи была причислена к Зап Сибири, главное управление находилось с 1839 г. - в Омске. Область раздел на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочев за р. Иртыш. С 1822-1838 г. было образовано 7 округов -Каркаралинский, Кокчетав, Аягуз, Акмол, Баян, Кушмур, Кокпект. Во главе округов - окружные приказы "дуан", где сосредот администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали 4 заседателя, 2 русских чиновника, назначаемых губернатором 2 казаха, выбираемых на два года почетными биями Старший султан избирался на собрании султанов на 3 года В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны их власть была испол характера,. Аульные старшины избир каждые три года, утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды - Первые 5лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и др виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения. "Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального К, закреплению каз аулов на опред тер-ии, что способствовало завершению присоединения Казахстана к Роасии

3.. Культура Казахстана в XIX в. Устное народное творчество казахского народа в 19в.было представлено разнообразными жанрами. Но значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких акынов, как Жамбыл, Биржан, Сара, Жаяу-Муса. В своих песнях акыны обличали феодально-байские и колониальный гнет, они пели о тяжелом положении казах-ой бедноты, бесправии женщин. В Каз-н проникали русские и украинские песни. Известным собирателем песен А.В. Затаевичем в Центральном Каз-не записана русская песня "Камаринская" переложенная на каз. Лад. В развитии каз. Музыкального искусства выдающийся след оставил Курмангазы, Даулеткеркй, Ахан сери.

1) Таттимбет Казанкапулы (1815-1862)-выдающийся кюйши -композитор, один из основоположников каз. Классической домбровой музыки.19в., непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Сохранились 40 его кюев. Он автор кюев-раздумий. В1855г играл на домбре в Петербурге.

2)Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889г) -гениальный кюйши-композитор, классик каз-ой инструментальной музыки. В его произведениях отразились думы о народе, верность освободительному движению. По народному преданию первый его куй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восстания Исатая Тайманова. "Акбай", "Адай" и др. наполнены раздумьями, верой в будущее. " Сарыарка" -воли народа к свободе, любовь к родной земле. танцевальные Кюи: "Кызыл кайын", "Балбырауын"; Сохранилось больше 60 куйев.

3)Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887)- знаменитый куйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыки. "Кос-алка", "Кыз-Акжелкен", "Кудаша" " Топан", "Конур"

4)Биржан-сал Кожагулулы (1834-1897)-выдающийся каз. Композитор и поэт. С 20 лет стал сочинять песни, получившее популярность в степи. Одна из первых его песен -"Биржан-сал". Он своих произведениях затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, рассказывает о судьбах интересных ему современников и исторических людей. "Биржан-сал", "Айтбай", " Жанбас сипар".

5)Жаяу Мусса Байжанулы (1835-1929) - выдающийся народный композитор. Он преклонился перед творчеством Абая, посвящает ему одно из своих стихотворений. песни: " Ак сиса", " Баянауыл", "Толгау"

6)Акан сери Корамсаулы Его песни: "Кулагер", "Макпал"

7)Ыкылас Дукенулы - куйши-композитор, кобызист. Он возродил богатую музыкальную традицию кобыза. В его куях - глубокие переживания жизни: "Конур", "Камбар", " Жарим"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: