Позиции России по глобальным проблемам

Внешнеэкономическое сотрудничество

Перспективы российского государства, в том числе его без­опасность, будут определяться нашими успехами в социально-экономическом развитии. Эти успехи, в свою очередь, напря­мую зависят от эффективного использования внешнего факто­ра. Россия должна в кратчайшие сроки полноправно интегри­роваться в мировую хозяйственную систему, обеспечить себе

надежные и устойчивые каналы получения финансовых и тех­нологических ресурсов, рынки сбыта собственных товаров. Конкретные задачи на данном направлении в порядке приори­тетности следующие:

привлечение в национальную экономику иностранных ин­вестиций, прежде всего, в современные, наукоемкие, техноло­гические отрасли;

подключение российских компаний к крупным транснаци­ональным проектам, в том числе по разработке и передаче энергоносителей;

всемерная поддержка российского экспорта за счет созда­ния, в частности, соответствующего федерального агентства, продвижения на мировые рынки конкурентоспособной продук­ции, решительного противодействия дискриминации отечест­венного производителя за рубежом;

приостановление бегства из России капиталов и бескон­трольного вывоза ценных ресурсов;

защита отечественных производителей;

вступление России в ВТО и другие ведущие организации, наше участие в регулировании международных экономических отношений, в преодолении негативных побочных последствий глобализации — растущего разрыва между «богатыми» и «бед­ными» нациями, интернационализации локальных политичес­ких, финансово-экономических, техногенных и других кризи­сов и т.д. Решая упомянутые задачи, необходимо осознавать и учитывать, что никто ни на Западе, ни где бы то ни было еще не собирается «нянчиться» с Россией, никто не горит желани­ем «выкормить» нового супергиганта. Но по-иному и быть не может. Ни одно государство не стремится создать себе конку­рента и соперника. Смешно думать, что французы не спят но­чами, озабоченные тем, как бы усилить Германию. Или что ис­панцы трудятся в поте лица, чтобы вернуть былое величие Анг­лии, а китайцы грезят о превращении Японии в сверхдержаву.

Конкуренция — неизбежное и естественное явление. Поэ­тому России, как и другим странам, придется бороться за место под солнцем. При этом борьба вполне сочетается с со­трудничеством и сотрудничество может преобладать, как это происходит в послевоенной Западной Европе (несмотря на то, что на протяжении веков нынешние партнеры почти беспре­рывно воевали между собой).

Формирование устойчивой системы международных отношений в XXI веке

В условиях глобализации, углубляющейся взаимозависимос­ти государств формирование устойчивой системы международ­ных отношений является неотложной потребностью. Устойчивой же может быть лишь многополярная система, базирующая­ся на равноправии, взаимном уважении и взаимовыгодном со­трудничестве, способная обеспечить всестороннюю безопас­ность каждого государства. Мировое сообщество должно на­учиться совместно, на основе кооперативных механизмов, уп­равлять процессами глобализации и всеми другими аспектами современного бытия.

Решающее значение имеет здесь ООН — это проверенный временем, закаленный в баталиях «холодной войны» универ­сальный институт по обеспечению мира и безопасности на нашей планете. Другого нет, и изобрести его невозможно. Именно ООН должна стать «краеугольным камнем» многопо­лярности в международных отношениях, коренным образом отличной от прежней системы баланса сил, которые неодно­кратно приводили к войнам, в том числе в XX в.: ООН будет сотрудничать с региональными организациями, сливая их в многоярусные, разноцелевые механизмы обеспечения безопас­ности, координации усилий в политической, экономической и других областях.

Насущная задача ООН — всемерно укреплять ее роль на международной арене, в частности:

сохранить главную ответственность СБ ООН за поддержа­ние мира, усиливая его контрольные функции за возникнове­нием и урегулированием конфликтов;

добиваться всеобщего признания того, что только этот орган правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;

повышать эффективность Совета безопасности за счет рас­ширения состава, наращивания и модернизации его потенциа­ла антикризисного реагирования, осуществления миротворчес­кой деятельности;

отстаивать нерушимость основополагающих принципов ООН и универсальный характер их применения.

Упрочение всей международно-правовой основы миропо­рядка, обеспечение верховенства права должны постоянно на­ходиться в центре внимания мирового сообщества. Это пред­полагает:

неуклонное соблюдение общепризнанных принципов меж­дународного права и международных обязательств, выработка их согласованного и целостного толкования в общечеловечес­ких интересах, прогрессивное развитие международного права;

недопустимость военных акций в обход СБ ООН, в т. ч. для предотвращения гуманитарных катастроф, необходима выра­ботка ясного толкования этих катастроф; мировое сообщество вправе и даже обязано реагировать на массовые нарушения прав человека, но делать это исключительно от имени СБ ООН и в строгом соответствии с нормами международного права, в

адекватных размерах; следует исключить использование лозун­гов самоопределения для подрыва территориальной целостнос­ти и политического единства суверенных и независимых госу­дарств, для поощрения и поддержки сепаратистских движений;

более широкое использование контрольно-имплементаци-онных и судебных механизмов и процедур для дополнительных гарантий против обхода международного права;

совершенствование и активное применение методов мирно­го разрешения споров, включая повышение роли Международ­ного суда, а также всемерное поощрение практики «добрых услуг» Генерального секретаря ООН, посреднических усилий его представителей.

В интересах России самым энергичным образом участвовать в ООН, «большой восьмерке», других международных органи­зациях и форумах, отстаивая там и продвигая в жизнь наше ви­дение новой международной системы.

Военная безопасность

Проблема распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и обычных вооружений имеет самое непосредственное отношение к обеспечению военной безопасности России, а также глобальной и региональной ста­бильности. Наши усилия следует сосредоточить на целом ряде аспектов этой проблемы:

всемерно укреплять режим, базирующийся на Договоре 1968 г. о нераспространении ядерного оружия и Договоре 1996 г. о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; ока­зывать соответствующие воздействие на все страны, ставящие своими действиями под угрозу упомянутый режим (США, Индия, Пакистан, Израиль, Ирак, КНДР и т. д.);

идти дальше по пути сокращения своего ядерного потен­циала на основе двусторонних договоренностей с США (СНВ-2, СНВ-3) и в многостороннем формате с участием других ядер­ных держав при условии, что стратегическая стабильность не будет нарушена; Россия должна добиваться соблюдения духа и буквы Договора по ПРО — основы такой стабильности;

уделять первостепенное внимание контролю за распростра­нением обычных вооружений, в частности, незаконных передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО), всячески поддерживать инициативы, направленные на предотвращение этой практики;

участвовать в режимах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил и мер доверия в военной области; добиваться адаптации существующих соглашений по контролю над воору­жениями и по разоружению к изменившимся условиям, а также разработки при необходимости новых соглашений, в первую очередь, по мерам укрепления доверия и безопасности;

содействовать созданию зон, свободных от оружия массово­го уничтожения.

Одновременно Россия должна поддерживать на высоком уровне свой оборонный потенциал, в том числе обладать ядер­ными силами, способными гарантированно обеспечить нанесе­ние заданного ущерба любому агрессору.

Вооруженные силы РФ обязаны обеспечить решение задач по отражению агрессии в локальной, а также крупномасштаб­ной войнах, осуществление миротворческой деятельности. Рос­сии целесообразно сохранять за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, для отражения агрессии, если все другие меры исчерпаны или оказались неэффективными.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необхо­димость военного присутствия России в некоторых стратеги­чески важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах парт­нерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил военно-морского флота) должно содействовать формирова­нию устойчивого военно-стратегического баланса сил и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее началь­ной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Борьба с международным терроризмом, наркомафией и организованной преступностью

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснаци­ональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий междуна­родного сообщества, повышения эффективности борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Основываясь на международных соглашениях, следует со­трудничать с иностранными государствами, их правоохрани­тельными органами и специальными службами, а также между­народными организациями. Необходимо создать скоординиро­ванный механизм противодействия терроризму, надежно пере­крыть каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых ве­ществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Рост угрозы России со стороны наркомафии и организован­ной преступности связан с открытостью границ со странами СНГ, притоком значительного числа иммигрантов, наличием в прилегающих регионах крупных очагов экстремизма. Незакон­ная утечка капиталов с территории нашей страны провоцируется социально-экономическим кризисом и вялостью правоохра­нительных органов.

Перед российской внешней политикой встает задача целе­направленного противодействия всем этим опасным явлениям в двустороннем и многостороннем форматах, прежде всего в рамках специализированных международных органов.

Гуманитарные вызовы

Будучи приверженной ценностям демократического обще­ства, включая уважение прав и свобод человека, Россия видит свои задачи в гуманитарной сфере международных отношений в том, чтобы:

защищать интересы российских граждан и соотечественников за рубежом; выступая за урегулирование проблем на основе международного права и двусторонних соглашений, РФ готова в случае необходимости принять тех из соотечественников, кто по­желает вернуться на Родину, оказав им необходимое содействие;

расширять участие в международных конвенциях и согла­шениях в области прав человека;

продолжать приведение внутреннего законодательства в со­ответствие с нормами международного права и международны­ми обязательствами России.

Информационно-технологическая безопасность

Новым направлением является обеспечение информацион­но-технологической безопасности, прежде всего, за счет пред­отвращения использования достижений научно-технического прогресса и информационных технологий в военных целях.

Очевидны также попытки достижения глобального инфор­мационного доминирования. В этих условиях приобретает ак­туальность задача сформировать эффективные российские ин­формационно-пропагандистские средства для своевременного и точного доведения наших позиций до широких кругов миро­вой общественности, продвижения достижений российской культуры и науки на внешний информационный рынок.

Обеспечение национальной безопасности Российской Фе­дерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм обще­ственной жизни, сохранение культурного достояния всех наро­дов России, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Экологические угрозы

С учетом повышения риска глобальных катастроф природ­ного и техногенного характера Россия должна выступать за расширение международного сотрудничества в целях обеспече­ния экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий.

К числу приоритетных направлений сотрудничества в эко­логической сфере относятся:

рациональное использование природных ресурсов, воспита­ние экологической культуры населения;

предотвращение загрязнения природной среды за счет по­вышения степени безопасности технологий, связанных с захо­ронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствия произошедших радиацион­ных аварий и катастроф;

экологически безопасное хранение и утилизация выведен­ного из боевого состава вооружения;

создание и внедрение безопасных производств, поиск спо­собов практического использования экологически чистых ис­точников энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: