double arrow

Консерватизм и либерализм в России второй половины XIX в.


В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятельность правительства в реакционном направлении, формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была Конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности, призывали провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации Poccии. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И Шаховской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Социальную основу консерватизма в России составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. В пореформенный период консервативная идеология продолжала развиваться в рамках теории «официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ, укрепление позиций дворянства, помещичье землевладение. Они отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерватизма были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министр внутренних дел Толстой, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь, реакционная печать.

Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.

Либеральное народничество

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма.

Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»), С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории об особом некапиталистическом пути развития России. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н, Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Рабочее движение в 70-90 гг. XIX в. Зарождение социал-демократии (80-90 гг. XIX в)

Рабочее движение в 60-70 гг. По мере развития промышленности рос пролетариат, пополняясь за счет разорившихся крестьян и кустарей, со временем - детей рабочих. Постепенно формировался отряд кадровых пролетариев. Условия труда и быта рабочих в России были невероятно тяжелыми. Аграрное перенаселение и наличие резервной армии труда обусловливали дешевизну рабочей силы.

Продолжительность рабочего дня в 1860-1870 гг. составляла 13-14 часов, на отдельных производствах до 15-17 часов. Широко применялся женский и детский труд (12-14 часов), оплачиваемый гораздо ниже. Правительственный закон 1882 г. ограничил, но не запретил детский труд. Заработки произвольно устанавливались хозяевами предприятий. Штрафы отнимали 25-40% платы. Ни страхования, ни пенсионного обеспечения не существовало. Рабочие платили за жилье (углы и койки) в перенаселенных фабричных бараках и продукты, которые их вынуждали брать в фабричной лавке.

Невыносимые условия и полное бесправие толкали их на борьбу. В 60-е гг. преобладали неорганизованное и пассивное сопротивление (прошения к администрации, побеги). Но началось и стачечное движение: с 1861 по 1869 гг. в России произошло 63 стачки. Они имели форму бунта: бастующие ломали оборудование, избивали администраторов.

В 70-х гг. борьба активизировалась: с 1870 по 1879 гг. - 326 стачек. Особо известна стачка на Невской бумагопрядильной фабрике в Петербурге (1870 г.). Отказ повысить зарплату привел к полной остановке предприятия. Власти подали на забастовщиков в суд, но там открылась столь ужасная картина эксплуатации, что приговоры оказались минимальными: несколько дней ареста. Крупной была и стачка на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 г. (6 тыс. стачечников), подавленная войсками.

Первые рабочие организации. Первой из них в России стал "Южнороссийский союз рабочих" (организован в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Заславским). Устав "Союза" воспринял некоторые положения документов 1 Интернационала, но не был свободен от народнических взглядов. В задачи "Союза" входили "пропаганда идей освобождения рабочих из-под гнета капитала" и "борьба с установившимся экономическим и политическим порядком". Ядро организации составляли 60 рабочих и около 200 сочувствующих. В декабре 1875 г. “Союз” был разгромлен полицией, 15 его участников, включая Заславского, преданы суду.

В 1878 г. в Петербурге возник "Северный союз русских рабочих" - около 200 членов и столько же сочувствующих. Руководители - Обнорский и Халтурин. В нелегальной программе "К русским рабочим" выдвигались требования политической борьбы с "существующим политическим и экономическим строем", ликвидация сословности, введение обязательного и бесплатного обучения, ограничение рабочего времени, запрещения детского труда, обеспечения свободы слова, печати, собраний. "Северный союз" попытался издавать нелегальную газету (первый и единственный номер "Рабочей зари"). В 1879 г. он прекратил свое существование. Обнорский был арестован, Халтурин примкнул к "Народной воле", занявшейся террором.

Рабочее движение в 80-е гг. еще более усилилось. С 1880 по 1884 г. произошла 101 стачка (99 тыс. рабочих), в 1885 - 1889 гг. - 221 стачка (223 тыс. рабочих). Центры движения - Петербургский и Центральный промышленные районы, но включились и рабочие других районов, национальных окраин.

Широко известны события на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве (январь 1885 г.). Здесь была изощренная система штрафов, а зарплата рабочих в 1882- 1884 гг. снижалась 5 раз. Когда ее вновь снизили (на 25 %), началась стачка. После разгрома фабричной лавки, квартир администрации стачка усилиями руководителей (Моисеенко, Волков) стала организованной. Среди требований особенно важным было о государственном контроле за зарплатой и условиями найма на работу. Последовала вооруженная расправа. Суд оправдал 33 рабочих, поскольку открылись факты чудовищного притеснения.

Широкой размах стачечного движения в России заставил правительство в 80-90 гг. издать ряд законов, регламентирующих условия труда женщин и детей, взимание штрафов (должны использоваться на нужды рабочих), выплату зарплаты и увольнения; введена фабричная инспекция.

Марксистское течение получило оформление с момента создания Г.В. Плехановым группы «Освобождение труда» (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии. В 80 – 90-е гг. в разных городах России возникают социал-демократические кружки и группы, марксистские положения увлекают социалистически ориентированную интеллигенцию. Распространение марксизма в России явилось следствием процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следования западно-европейской модели исторического развития.

Распространение марксизма отражало процесс европеизации русской общественной мысли. Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представители утверждающейся социал-демократии, и будущие либералы – «легальные марксисты», позже порвавшие с социал-демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, то вторые увлекались философией экономического материализма, реформистской стороной марксизма.

Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Г.В. Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основной преобразующей силе общества, В.И. Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал-демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия – РСДРП. Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную – в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.


Сейчас читают про: