Мусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.
Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право – шариат – это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.
Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:
Коран – речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;
Сунна – биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;
Иджма – общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями – муфтиями, судьями – кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;
Кийас – суждение по аналогии.
Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.
Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный – консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.