Нормативно-правовой акт — акт правотворчества принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.
Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права:
— государственные органы, принимающие эти акты имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;
— в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным спо собом оформления устоявшихся норм— на него легко ссылаться вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности:
— исходит от строго определенных субъектов (например, указ Президента России, постановление Правительства РФ),
— принимается в четко установленном порядке;
— имеет установленную форму и реквизиты (на звание указание на орган, подпись должностного лица, печать дата издания),
— он может быть относительно быстро принят из мене или отменен;
— имеет временные, пространственные пределы действия,
— он всегда содержит юридическую норму.
Классификация нормативно-правового акта:
1) по критерию сферы действия:
а) внешние,
б)внутренние,
2) по критерию субъектов правотворчества:
а) акты референдума;
б) акты органов государственной власти;
в) акты президента;
г) акты органов государственного управления (правительство, министерства ведомства)
д) акты должностных лиц;
Юридическая сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее)
— обладающие высшей юридической силой — законы;
— обладающие меньшей юридической силой — подзаконные акты