Основные этапы правотворчества

Правотворчество – это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа.

1. Этап подготовки проекта нормативного акта.

2. Этап его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

• принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

• формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

• подготовка его текста;

• предварительное обсуждение проекта;

• согласование содержания проекта нормативного акта с различ­ными организациями;

• предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне право­творческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

• внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

• обсуждение проекта;

• принятие и подписание нормативного акта;

• официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

50.Систематизация законов.

Систематизация законодательства - это деятельность (обычно уполномоченных государственных органов), направленная на совершенствование и упорядочивание правовых норм. Система законодательства - это деятельность направленная на приведение законодательства в определённую систему.
Виды систематизации законодательства:
Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Т.е. собрание законодательства "как есть" на данный момент. Цель инкорпорации - упорядочить массив нормативно-правовых актов для более удобного практического применения, отслеживания противоречий и т.д. Бывает официальная и неофициальная.
Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Данный вид систематизации характерен для романо-германской правовой семьи, в т.ч. и для России.
Кодификация -коренная переработка какой-либо отрасли системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Устаревшие части нормативного акта утрачивают силу, вносятся новые нормы, создаётся общая внутренняя структура. Естественно, всегда носит только официальный характер.
Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Также не вносит изменений в законодательство, не изменяет существующих норм. Данный вид систематизации характерен для правовой семьи прецедентного права (множественность судебных прецедентов делает применение права очень неудобным, поэтому более практично консолидировать прецеденты по какому-либо основанию для большего удобства).

Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно.

51. Инкорпорация законодательства: понятие, виды.

Инкорпорация – это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:

исключение положений, утративших юридическую силу;

исправление различного рода опечаток, ошибок;

изложение актов в последней, исправленной редакции.

Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники – Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие – представляют собой разновидности инкорпорации.

Особый вид инкорпорации – Свод законов. В царской России существовал Свод законов Российской Империи. Сложный пример инкорпорации представлял Свод законов СССР. В настоящее время Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 г. и 14 февраля 1998 г. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации – официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.

Различают генеральную – полную и выборочную – специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

.

52. Кодификация законодательства: понятие, виды и отличие от инкорпорации.
Высшая ступень систематизации законодательства — кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (ТК).

Кодификация — это дея­тельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать оп­ределенные общественные отношения. При кодификации не только собирает­ся нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Кодификационный акт является основным актом в данной отрасли права (Семейный Кодекс, Земельный Кодекс). Кодификационные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов. Основы законодательства – это такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации. Кодекс – традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов – один из эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам. Устав – нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы). Положение – это нормативно-правовой акт, детально регламентирующий группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения, организации). Правила – нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

Кодификация -коренная переработка какой-либо отрасли системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Естественно, всегда носит только официальный характер.

Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.

53. Консолидация и учет.

Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Это своеобразный правотворческий приём. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений.

Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания.

Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно.

54. Понятие и элементы механизма правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: