Власть носила общественный характер, т.к. исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю ее полноту.
Особенности власти:
1)Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Власть – явление социальное.
2) Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отд. индивидами, коллективами, общностями и т.д.).
Власть реализуется в форме властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов – властвующий, другой – подвластный.
3) Власть воплощается в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
4) Воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (соц. норм). Они обязательное условие и средство функционирование власти. Т.о. соц. власть выступает регулятором общ-х отношений.
|
|
5) Власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Особенностью соц-х норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-эк-кое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсыда вытекала необходимость в совместном проживании, в общественной собст-ти на средства производства, распределение продуктов на основе равенства.
Соц. нормы первобытного общества обеспечивали существование экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы называли мононормами – где главный интерес выжить. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.
Признаки соц. норм существовавшие в догос. период:
1)регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и др.
2) реализовались в виде обычаев;
3) существовали в поведении и в сознании людей;
4) обеспечивались силой привычки, а также мерами убеждения и принуждения;
5) имели систему табу – как простой способ воздействия; права и обязанности – отсутствовали.
6) выражали интерес всех членов рода и племени.