Основные признаки и подсистемы общества

Общество как целостная социальная система имеет ряд основных признаков, однако в рамках разных концепций их количество варьируется. Так, в 1967 г. Р. Марш определил условия, при которых социаль­ное объединение следует считать обществом:

· постоянная территория например, Испания в своих государственных границах;

· пополнение общества главным образом благодаря де­торождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

· высокоразвитая культура модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

· политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэто­му колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.

Некоторые критерии данной классификации, неполноту которой признавал сам автор, носят дискуссионный характер. Например, критерий «высокоразвитая культура» едва ли можно применить к таким странам, как США или Индия, где проживают представители разных религиозных верований и этнических групп. Здесь нет общих ценностей и идеалов, разделяемых всем населением. По сути, их культу­ра представляет собой совокупность субкультур, связанных воедино политической и законодательной властью. Не менее спор­ным оказывается также критерий «по­литическая независимость». В качестве аргумента можно привести очень древние, этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, которые проживали на территории бывшего Советского Союза, в частности Армения, Грузия, Эстония: они не имели политической независимо­сти, но существовали на правах союзных республи­к.

Наиболее полный перечень необходимых и доста­точных признаков общества дал американский социолог Э. Шилз:

· объединение не является частью какой-либо более круп­ной системы (общества);

· браки заключаются между представителями данного объединения;

· оно пополняется преимущественно за счет детей тех лю­дей, которые уже являются его признанными пред­ставителями;

· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

· у него есть собственное название и своя история;

· оно обладает собственной системой управления;

· объединение существует дольше средней продолжи­тельности жизни отдельного индивида;

· его объединяет общая система ценностей (обычаев, тра­диций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Из этого следует, что подобным критериям со­ответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умеща­ющиеся на территории нынешнего городского микро­района. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и прием новых членов), своя территория, название, культура, история, управление, и они не являются частью другого целого.

Для характеристики общество как целостной системы очень важным является выявление составляющих его элементов. Вопрос в том, под каким углом зрения его рассматривать. Если свести общество к совокуп­ности всех входящих в него групп, речь пойдет о населении. В этом случае основным критерием выступает социальная иерар­хия, в которой все люди выстроены по критерию богат­ства и объему власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальныхинститутов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.

Наиболее аргументированной является позиция социологов (Кравченко А.И. и др.), разделяющих общество на четы­ре главныесферы, или подсистемы экономическую, политическую, социальную и культурную. Хотя подобное деление общества на сферы условно, данный подход помогает ориентироваться в многообразии общественных явле­ний.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят заводы, пред­приятия, фирмы, банки, рынки, оборот капиталов, потоки денег, инвестиций и т.п., т.е. все то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распо­ряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые могут удовлетворить жизненно важ­ные потребности людей в пище, жилье и досуге. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% экономически активного населения: рабочие, служа­щие, предприниматели, банкиры и др. Дети, старики, инвалиды не явля­ются производителями материальных ценностей либо выступают таковы лишь частично. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все они является потребителями созданных това­ров и услуг. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.

Политическая сфера это глава государства и его аппарат, правительство и парламент (Палата представителей в Республике Беларусь и Федеральное собрание в России), местные органы власти, армия, полиция или милиция, налоговая и тамо­женная служба, которые все вместе составляют госу­дарство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства заключается в том, чтобы обеспечивать социальный порядок в обществе, улаживать конфлик­ты между партнерами (рабочими, профсо­юзами и работодателями), учреждать новые законы и контролировать их неукоснительное выполнение всеми структурами, защищать внешние границы и суверенитет страны, собирать налоги и т.д. Основной вопрос поли­тической сферы состоит в том, чтобы узаконить способы борьбы за власть и защищать власть, доставшуюся какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразие политических интересов различных, ча­сто противоположных, групп населения через установ­ленные законом каналы.

Духовная сфера (культура, наука, религия и об­разование) включает памятники и учреждения культуры, художественные сокровища, учебные заведения, научно-исследовательские институты, СМИ и т.д. Данная сфера выполняет четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование призвано передавать знание после­дующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифициро­ванные учителя. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В куль­туру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Рели­гия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Данная сфера общества понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значе­нии это – совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Она включает магазины, пассажирский транс­порт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. Таким образом, социальная сфера такого рода охватывает почти все слои и классы: бога­тых, средний класс и бедных.

Социальная сфера в узком значении подразуме­вает только социально незащищенные слои населе­ния (пенсионеры, малообеспеченные, инва­лиды, безработные, многодетные) и учреждения, которые их обслуживают, а именно органы социальной защиты и социаль­ного обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и республиканского подчинения. В этом случае к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть, как правило, беднейшие слои.

Существует и другая классификация подсистем общества. Белорусские социологи, например Елсуков А.Н., считают, что общество может быть представлено тремя подсистемами – экономической, политической и социальной – с выделением материальной и духовной сферами жизни людей.

Различные подходы на структуру общества объединяет общее мнение исследователей о том, что все социальные подсистемы существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Социальное закономерно проникает в производственную и управленческую сферы, так как в трудовом коллективе, например, могут вместе трудиться люди разных нацио­нальностей, возраста, пола и конфессий.

С другой стороны, если экономика стра­ны не выполняет своей главной задачи по обеспечению населе­ния достаточным количеством товаров и услуг, не рас­ширяет количество рабочих мест, то проявляется ряд негативных последствий. Например, не хватает де­нег на выплату зарплаты и пенсий, уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инва­лидов, малоимущих) снижается, появляется безра­ботица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влия­ют на благополучие в другой, социальной.

Особой формой духовной деятельности выступает система воспитания и образования, без которой немыс­лимо существование общества, на какой бы стадии сво­его развития оно ни находилось.

Сферы общества можно расположить на плоско­сти таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уров­не. Российский социолог Кравченко А.И. предлагает выстроить их в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную функцию и роль в обществе. Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом об­щества. Политическая сфера выпол­няет роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демо­графический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду об­щества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества.

Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине XIX века К. Марксом, который представлял любое общество через базис и надстройку. Базис представляет собой диа­лектическое единство производительных сил и про­изводственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Известно, что под производительными силами К. Маркс понимал людей, занятых изготовлением товаром и оказани­ем услуг, обладающих определенной квалификаци­ей и способностью к труду, здания и помещения, где осуществляется процесс производства, орудия тру­да и производства от ручного молотка до высокоточ­ных станков, технологию и оборудование, конечную продукцию и сырье. Производственные отношения складываются между большими группами людей, занятых в обще­ственном производстве. Люди вступают в подобные от­ношения не как личности, а как исполнители заранее заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин и т.д. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности. Данная модель общества имеет форму пирамиды, в основание которой положены производительные силы и производственные отношения, а над ними возвышается надстройка.

Согласно марксисткой традиции, экономический базис общества определяет его социальную, политическую и духовную сферы. Однако, признавая решающую роль экономических факторов, К. Маркс отмечал относительную независимость культуры. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще всего приходился на периоды политического или экономического кризиса. Другой его тезис заключался в признании опосредованной роли базиса на надстройку, хотя сегодня на основе фактических данных можно доказать, что духовная сфера определяет экономическую, а не наоборот. Например, М. Вебер установил решающую роль религии, в частности протестантизма, в развитии капитализма в Западной Европе. Однако развитию капиталистических отношений способствуют и другие конфессии. Япония, Тайвань, Южная Корея, Китай, Арабские Эмираты – страны Азии, где исповедуют буддизм, синтоизм, ислам, по темпам своего развития сегодня обогнали традиционные регионы протестантизма. В равной степени на экономическую, социальную и духовную жизнь оказывает влияние политика: изменение политического строя меняет условия жизни населения, т.е. налицо взаимосвязь социальной и политической сфер. Ярким примером взаимосвязи и взаимовлияния подсистем общества друг на друга является структурная перестройка на постсоветстском пространстве.

Таким образом, ни одна из четырех сфер не может выступать в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. В современном обществе они оказывают друг на друга равное по значимости влияние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: