Общество как целостная социальная система имеет ряд основных признаков, однако в рамках разных концепций их количество варьируется. Так, в 1967 г. Р. Марш определил условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
· постоянная территория – например, Испания в своих государственных границах;
· пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
· высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
· политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.
Некоторые критерии данной классификации, неполноту которой признавал сам автор, носят дискуссионный характер. Например, критерий «высокоразвитая культура» едва ли можно применить к таким странам, как США или Индия, где проживают представители разных религиозных верований и этнических групп. Здесь нет общих ценностей и идеалов, разделяемых всем населением. По сути, их культура представляет собой совокупность субкультур, связанных воедино политической и законодательной властью. Не менее спорным оказывается также критерий «политическая независимость». В качестве аргумента можно привести очень древние, этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, которые проживали на территории бывшего Советского Союза, в частности Армения, Грузия, Эстония: они не имели политической независимости, но существовали на правах союзных республик.
Наиболее полный перечень необходимых и достаточных признаков общества дал американский социолог Э. Шилз:
· объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
· браки заключаются между представителями данного объединения;
· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
· у него есть собственное название и своя история;
· оно обладает собственной системой управления;
· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Из этого следует, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и прием новых членов), своя территория, название, культура, история, управление, и они не являются частью другого целого.
Для характеристики общество как целостной системы очень важным является выявление составляющих его элементов. Вопрос в том, под каким углом зрения его рассматривать. Если свести общество к совокупности всех входящих в него групп, речь пойдет о населении. В этом случае основным критерием выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальныхинститутов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.
Наиболее аргументированной является позиция социологов (Кравченко А.И. и др.), разделяющих общество на четыре главныесферы, или подсистемы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Хотя подобное деление общества на сферы условно, данный подход помогает ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят заводы, предприятия, фирмы, банки, рынки, оборот капиталов, потоки денег, инвестиций и т.п., т.е. все то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые могут удовлетворить жизненно важные потребности людей в пище, жилье и досуге. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% экономически активного населения: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей либо выступают таковы лишь частично. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все они является потребителями созданных товаров и услуг. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.
Политическая сфера – это глава государства и его аппарат, правительство и парламент (Палата представителей в Республике Беларусь и Федеральное собрание в России), местные органы власти, армия, полиция или милиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства заключается в том, чтобы обеспечивать социальный порядок в обществе, улаживать конфликты между партнерами (рабочими, профсоюзами и работодателями), учреждать новые законы и контролировать их неукоснительное выполнение всеми структурами, защищать внешние границы и суверенитет страны, собирать налоги и т.д. Основной вопрос политической сферы состоит в том, чтобы узаконить способы борьбы за власть и защищать власть, доставшуюся какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.
Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает памятники и учреждения культуры, художественные сокровища, учебные заведения, научно-исследовательские институты, СМИ и т.д. Данная сфера выполняет четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование призвано передавать знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные учителя. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.
Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Данная сфера общества понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении это – совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Она включает магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. Таким образом, социальная сфера такого рода охватывает почти все слои и классы: богатых, средний класс и бедных.
Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения (пенсионеры, малообеспеченные, инвалиды, безработные, многодетные) и учреждения, которые их обслуживают, а именно органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и республиканского подчинения. В этом случае к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть, как правило, беднейшие слои.
Существует и другая классификация подсистем общества. Белорусские социологи, например Елсуков А.Н., считают, что общество может быть представлено тремя подсистемами – экономической, политической и социальной – с выделением материальной и духовной сферами жизни людей.
Различные подходы на структуру общества объединяет общее мнение исследователей о том, что все социальные подсистемы существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Социальное закономерно проникает в производственную и управленческую сферы, так как в трудовом коллективе, например, могут вместе трудиться люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий.
С другой стороны, если экономика страны не выполняет своей главной задачи по обеспечению населения достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то проявляется ряд негативных последствий. Например, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) снижается, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.
Особой формой духовной деятельности выступает система воспитания и образования, без которой немыслимо существование общества, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось.
Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Российский социолог Кравченко А.И. предлагает выстроить их в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную функцию и роль в обществе. Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества.
Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине XIX века К. Марксом, который представлял любое общество через базис и надстройку. Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Известно, что под производительными силами К. Маркс понимал людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду, здания и помещения, где осуществляется процесс производства, орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, технологию и оборудование, конечную продукцию и сырье. Производственные отношения складываются между большими группами людей, занятых в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители заранее заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин и т.д. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности. Данная модель общества имеет форму пирамиды, в основание которой положены производительные силы и производственные отношения, а над ними возвышается надстройка.
Согласно марксисткой традиции, экономический базис общества определяет его социальную, политическую и духовную сферы. Однако, признавая решающую роль экономических факторов, К. Маркс отмечал относительную независимость культуры. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще всего приходился на периоды политического или экономического кризиса. Другой его тезис заключался в признании опосредованной роли базиса на надстройку, хотя сегодня на основе фактических данных можно доказать, что духовная сфера определяет экономическую, а не наоборот. Например, М. Вебер установил решающую роль религии, в частности протестантизма, в развитии капитализма в Западной Европе. Однако развитию капиталистических отношений способствуют и другие конфессии. Япония, Тайвань, Южная Корея, Китай, Арабские Эмираты – страны Азии, где исповедуют буддизм, синтоизм, ислам, по темпам своего развития сегодня обогнали традиционные регионы протестантизма. В равной степени на экономическую, социальную и духовную жизнь оказывает влияние политика: изменение политического строя меняет условия жизни населения, т.е. налицо взаимосвязь социальной и политической сфер. Ярким примером взаимосвязи и взаимовлияния подсистем общества друг на друга является структурная перестройка на постсоветстском пространстве.
Таким образом, ни одна из четырех сфер не может выступать в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. В современном обществе они оказывают друг на друга равное по значимости влияние.