В РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
1) наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
2) налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
3) уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме гос. власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов РФ занимает первое место в мире.
|
|
В сегодняшней России есть парламент – Федеральное Собрание. Полномочия его палат (ГД РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции явно занижены.
Точно также можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в К. РФ института импичмента. Осуществить его реально практически невозможно – слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
Апогеем гласности были конец 80-х – начало 90-х гг. сейчас СМИ оказались под контролем олигархов.