Тема 14. «Новая Россия» в пространстве и во времени

1. Экономическая модернизация страны 1992 - 1999г.: проблемы и успехи.

2. Политические реформы 1992 – 1999 гг.: поиск новой государственности.

3. Политика стабилизации (2000 – 2012 гг.).

Основная литература:

1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.

2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.

3.История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000.

4.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.

Дополнительная литература:

1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией / Сост. Н.Г. Федоровский. Ч.1, 2. Москва, 1994.

2.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003.

При ответе на первый вопрос студентам следует охарактеризовать социально-экономические процессы, начавшиеся в стране после распада СССР и определить основные направления реформирования (модернизации) современного российского общества. В связи с этим нужно рассмотреть курс радикальных рыночных реформ, предпринятых кабинетом Е.Т.Гайдара, и их результаты, а также переход к умеренному либерализму кабинетов В.С.Черномырдина, В.В.Путина и др. При подведении итогов экономического реформирования сделать вывод о возможностях ускоренной модернизации в России и сочетании в ее экономике рыночных отношений и государственного регулирования.

В 1992 г. под руководством президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались радикальные экономические преобразования в стране: либерализация цен, внешнеэкономической деятельности; приватизация; конверсия военно-промышленного комплекса и т.д. Результаты реформ были противоречивы. С одной стороны, стала развиваться рыночные механизмы экономики, сократился товарный дефицит. С другой – продолжился спад производства, резко снизился уровень жизни населения, произошла криминализация экономики.

Основные богатства страны перешли в руки олигархов. Реформы Ельцина сопровождались инфляцией, обнищанием большей части населения, криминализацией общества и закончились дефолтом (государственным банкротством) в 1998 г. Создать полноценную рыночную экономику не удалось.

Во втором вопросе при анализе политических реформ важно обратить внимание как на процессы демократизации власти, так и на обратные процессы ее усиления, становление института президентства, роль общества в системе управления и власти.

В политической сфере провозглашался курс на демократизацию страны. Однако осенью 1993 г. в результате противостояния Президента и Верховного Совета начался политический кризис. Конфликт закончился ликвидацией системы Советов, принятием новой Конституции РФ и избранием парламента. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: нижняя – Государственная Дума, верхняя – Совет Федерации. В России возникла сильная президентская республика, президент сосредоточил всю исполнительную власть, наделен большими законодательными полномочиями, имеет право роспуска Думы.

Углубление экономического кризиса, неспособность президента полноценно руководить страной из-за ухудшающегося состояния здоровья привели к усилению оппозиционных настроений в парламенте. В отношении Ельцина началась процедура отрешения от должности (импичмент), которая закончилась в пользу президента. Тем не менее в декабре 1999 г. он ушел со своего поста, и власть до выборов перешла в руки премьер-министра В.В.Путина (согласно Конституции РФ).

Рассматривая изменения в идеологической сфере, студентам нужно показать суть новых ценностей, появившихся на современном этапе модернизации (индивидуализм, демократия и пр.), показать возможности выработки новой национальной идеи в современных условиях.

В третьем вопросе следует показать как последующим президентам РФ В.В. Путину (2000-2008 гг., с 2012 г.) и Д.А.Медведеву (2008-2012 гг.) удалось восстановить единство страны, укрепить ее международный авторитет. Благоприятная экономическая конъюнктура (рост цен на нефть и газ) способствовала преодолению последствий дефолта и позволила вернуться к реформам, начать постепенную модернизацию страны. Была продолжена приватизация государственной собственности, развитие инфраструктуры рынка. Среди экономических реформ нужно отметить:

· земельная, передача земли в частную собственность (2001);

· налоговая, установлена единая ставка подоходного налога – 13% (2000)

· энергетическая, появление частных производителей электроэнергии;

· финансовая, сокращение бюджетного дефицита;

· принятие нового Трудового законодательства.

Социальные реформы:

· пенсионная, введение трудовой и накопительной частей пенсии;

· система адресной помощи малоимущим;

· индексация заработной платы, пособий и т.п.

· «национальные проекты» по реформированию ЖКХ, образования, здравоохранения.

Таким образом, в экономике была сохранена преемственность с прежним курсом реформ, но при этом смягчены их социальные последствия.

Среди политических реформ главной стала укрепление «вертикали власти». Были созданы федеральные округа, а в них институт полномочных представителей президента. Изменен порядок формирования Совета Федерации, место губернаторов в нем заняли представители регионов. Для обсуждения важных вопросов внутренней политики при Президенте создан Государственный Совет. Были проведены военная и судебная реформы, начата работа по борьбе с коррупцией.

Завершая изучение вопроса, студенты должны сформулировать проблемы, существовавшие в истории российской цивилизации (частная собственность, отношения общества и власти и др.) и показать степень их решенности в современном обществе. Следует отметить, что экономические успехи по-прежнему зависят от вывоза сырья (нефть, газ). Рост экономических показателей слабо влияет на повышение уровня жизни большинства населения, не сформирован «средний слой». В политике создана система «управляемой демократии», которая в будущем способна разрушить любые попытки реформ.

Подводя итог, сделать вывод о сочетании традиционных политических ценностей российской цивилизации и инноваций современного постиндустриального общества.

Контрольные вопросы

  1. Определите характер экономических реформ 1992 – 1999 гг. Ответ обоснуйте.
  2. В чем причины политического кризиса 1993 г.?
  3. Охарактеризуйте политическую систему РФ согласно Конституции 1993 г.
  4. Охарактеризуйте результаты экономических реформ правительства Путина – Медведева.
  5. В каком направлении развиваются отношения власти и общества в современной России?

Тема 15. Россия, постсоветское пространство и мир.

1. Современная Россия в системе международных отношений. Проблемы, ориентиры, стратегии.

2. Россия и СНГ.

3. Россия и страны Востока.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики процессов глобализации в современном мире. При этом важно отметить положительные и отрицательные стороны глобализации, а также источники существующих и возможных противоречий между различными регионами, цивилизациями, ценностями в рамках этого процесса. Далее необходимо проследить изменение международного положения Российской Федерации после распада СССР, определить сферы влияния, характер взаимоотношений с европейскими странами и США, бывшими советскими республиками, мусульманским миром, обозначить проблемы этих отношений.

Распад СССР означал конец «холодной войны», а также изменил геополитическое соотношение международных сил. Россия выступила правопреемником СССР, но ее влияние на международной арене упало. Страна потеряла статус сверхдержавы, в т.ч. из-за уменьшения экономического и социального потенциала. Мировым гегемоном стала единственная сверхдержава – США. Позиция России не всегда принималась в расчет (Югославия, 1999; Ирак, 2004). Для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, наладить связи с крупными странами мира. Кроме того, Россия была принята в члены МВФ, в Совет Европы, ВТО. Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия не вступила в конфликтное противостояние с Западом, когда решались вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.

Отношения с Западом прошли несколько этапов:

· 1991-2003 гг. – политика «атлантизма», активная интеграция в Западное сообщество;

· 2004-2008 гг. – политика «одиночного плавания», время самоутверждения, укрепление великодержавных позиций, расширение отношений со странами Азии и Латинской Америки;

· 2008-2012 гг. – политика «умеренного атлантизма», основанная на идее многополярного мира.

Во втором вопросе следует раскрыть взаимоотношения России с бывшими советскими республиками, эволюцию этих отношений, раскрыть трудности и проблемы, оценить достигнутые результаты. Нужно охарактеризовать приоритетность направления внешней политики России, связанной с укреплением отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). При этом следует учитывать позицию Москвы, не желающей терять лидерство в новых союзных отношениях, а также стремление молодых государств к самостоятельности, к избавлению от опеки бывшего центра. Следует отметить, что произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной и Грузией. Среди проблем следует обозначить экспорт российских энергоносителей, размещение военных баз, правовое положение русскоязычного населения.

Содружество Независимых Государств основано на началах суверенного равенства всех его членов, оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основные цели этой организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и свобод человека, обеспечение мира и безопасности. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сотен документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса, о создании Таможенного союза и т.д. Интеграционные процессы активно развиваются в отношениях России, Белоруссии, Казахстана.

Раскрывая содержание третьего вопроса следует отметить, чтос 1990-е гг. Россия была заинтересована не только в помощи Запада, но и в тесном сотрудничестве со странами Востока. Здесь страна сохранила прямой выход на мировой рынок. Особое значение приобрела зона Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, который стал одним из основных торговых партнеров России. Развиваются отношения с Южной Кореей, Индией, странами АСЕАН, созданы экономические союзы ШОС, БРИК и т.д.

Москва выступала с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству. Проблема южных Курильских островов рассматривается отдельно от других вопросов двусторонних отношений.

В качестве вывода студентам нужно ответить на вопрос о современном месте России в мировой цивилизации.

Контрольные вопросы

1. В чем суть процессов глобализации?

2. Как распад СССР изменил геополитическое положение России?

3. В чем суть геополитических стратегий «атлантизма», «евроазийства»?

4. Что такое СНГ? Каковы перспективы его развития? Ответ обоснуйте.

5. Каковы отношения России с мусульманским миром?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: