Цивилизации – одни из самых крупных территориальных образований, в которые входят государства, страны в качестве частей целого. Основатели цивилизационной теории: русский поздний славянофил Данилевский, социолог Сорокин, философ Шпенглер, историк Тойнби, политолог Хантингтон.
Тойнби показал, что цивилизационная дифференциация мира неотъемлема от построения картины мира, в том числе историко-географической. Существенное положение всей цивилизационной концепции Тойнби – наличие тесной связи цивилизации с той или иной вселенской религией, которая формируется не с момента зарождения цивилизации, а в ходе ее нарастающего кризиса и надлома и становится духовным ответом на кризис. Единство религии определяет общность исторического развития, обычаев и институтов и создает устойчивый региональный тип высокой культуры. Тойнби использовал понятие религии не в качестве собственно вероучения, а как систему, которая определяет нормативные ценности и неодинаковость духовного мира людей.
|
|
Вебер связывал только 4 из 5 мировых религий с большими цивилизациями – христианство, ислам, индуизм и конфуцианство.
С. Хантингтон обратился к вопросу о цивилизационной роли иудаизма. Он приводит мнение Тойнби, что еврейская цивилизация – это закрытая цивилизация, возникшая на базе древнесирийской. Исторически она связана как с христианством, так и с исламом. С созданием Израиля евреями приобрели все объективные характеристики цивилизации – религию, обычаи, язык.
Хантингтон подчеркивает, что религии определили самые существенные различия между людьми в духовных ценностях.
Сорокин: Цивилизации в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни – организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических событий, тенденций и процессов.
Данилевский под Ц понимал крупную социокультурную общность людей, которая сформировалась на основе определенных присущих только ей универсальных ценностей.
Бродель – Ц – пространство, культурная зона, совокупность культурных характеристик и феноменов.
Валлерстайн – Ц – специфическая концентрация мировоззрения, обычаев, структур и культуры, как материальной, так и духовной, которая формирует определенное историческое целое и которая существует наряду с другими разновидностями этого феномена, хотя и не всегда одновременно.
Основные различия между человеческими группами связаны с их ценностями, верованиями, институтами и социальными структурами, а не с расовыми особенностями.
Цивилизация – наиболее широкая культурная общность. Этнические группы, национальности, религиозные группы, даже отдельные села – все из них отличаются характерной культурой на разных уровнях дифференциации.
|
|
Цивилизация – наиболее охватывающий уровень самоопределения, с которой человек может себя отождествить эмоционально.
В цивилизационном подходе есть несколько теоретических проблем:
Источники зарождения и жизни цивилизаций.
Проблемы роста и исчезновения цивилизаций с мировой арены.
Шпенглер, Тойнби – каждая региональная цивилизация подвержена биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение, рост, надлом, упадок и разложение. Шпенглер – рост – культура, нисхождение – цивилизация.
Тойнби – динамика Ц – от зарождения до разложения определяется законом «Вызов-Ответ», по которому прогресс и регресс цивилизации связан с адекватностью Ответа регионального социума на Вызов исторической ситуации.
1. Стимулирующая роль окружающей среды – Вызов
2. Наличие в социуме творческого меньшинства, способного дать необходимый Отклик на Вызов.
Т.е. окружающая среда бросает вызов – социум Отвечает.
Вызовы
· Вызов суровых стран
· Вызов новых земель
· Вызов давления
· Вызов исторических ударов
· Вызов ущемления
Причина заката Ц лежит внутри Ц. Когда у творческого меньшинства недостает созидательной силы, происходит надлом, большинство отказывается подражать меньшинству, происходит распад социального единства в обществе и ничто уже не может остановить распада.
Тойнби говорил о преемственности цивилизации.
Универсальное государство.