Педагогические взгляды Я. А.Коменского

Я.А.Коменский – основоположник педагогики как самостоятельной науки. Его основные взгляды, цели воспитания, понимание принципа природосообразности воспитания. Ян Амос Коменский - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.Деятельность посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами. В иерархии задач воспитания высшие ступени связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Центральным трудом считается «Великая дидактика».Принципы дидактики:1) Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы. Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества - это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь - борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям - цели и задачи нравственного воспитания.2) Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Процесс обучения - это процесс внутреннего органического роста. 3) Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой. Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом - языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.4) Обучение должно быть всесторонним. Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.6) Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: