Правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах

Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

- совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

- правоприменительныйакт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

- обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;

- регулирование взаимоотношенийвгосударственныхорганах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

- ненадлежащееисполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

- возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

— по органам, осуществляющим правоприменение;

— по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения, и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются

юридические обязанности.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

— контрольно-надзорную деятельность;

— деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

- деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

- деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения: 1) судебный; 2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления); 3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель — осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

Цели: 1. точное, справедливое, обоснованное и законное применение правовых предписаний, обеспечение действия права, устранении имеющегося препятствия в реализации правовых норм определенными субъектами;

Удовлетворение интересов сторон в конкретном юридическом деле. Не всегда интересы участников правоприменительного процесса совпадают. Поэтому независимый и незаинтересованный в исходе дела правоприменяющий орган стремится к устранению социального конфликта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: