Результаты исследования

На первом этапе было проведено исследование копинг-стратегий подросков с помощью теста Э. Хайма, результаты которого представлены на рис. 2.3.1. После проведения исследования и математической обработки данных нами были получены следующие средние значения выраженности копинг- стратегий подростков: (рис. 2.3.1.)

- Продуктивные (0,35±0,09) - это те, что позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации.

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: " проблемный анализ", – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них; " установка собственной ценности ", повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций; " сохранение самообладания " – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий к продуктивным относятся: " оптимизм " – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода из сложных ситуаций.

Среди поведенческих копинг-стратегий к продуктивным относятся: "обращение ", просьба помощи для выхода из сложных ситуаций у других; "альтруизм" – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

- Относительно продуктивные (0,3 ± 0,03) – это адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: " относительность", "могло быть и хуже " (а где их расшифровка); " придача смысла ", иначе переосмысливание; " религиозность " – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий к группе относительно продуктивных стратегий относятся: " эмоциональная разрядка ", например плач, крики; " пассивная кооперация " – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий к группе относительно продуктивных стратегий относятся: "компенсация","отвлечение (а, где расшифровка);"конструктивная активность" – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

- Непродуктивные (0,65±0,04) - непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: "смирение", "растерянность", "диссимуляция", "игнорирование" – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий: "подавление эмоций","покорность","самообвинение", «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий: "отступление" – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Рис. 2.3.1. Копинг-стратегии подростков

Таким образом, для подростков, а именно 4,3% юношей и 2,5% девушек, в большей степени характерны непродуктивные(0,65±0,04) копинг-стратегии, т.е. они не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению.

Продуктивная (0,35±0,09) таким образом, адаптивные те, что позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации.

Относительно продуктивная (0,3 ± 0,03) адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.

Анализ особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности по К. Роджерсу и Р. Даймону выявил следующие средние значения, в целом по группе подростков:

- по «шкале адаптация» получили результат 160±34, что характеризует высокую степень устойчивости к условиям внешней среды;

- по шкале «дезадаптация» - 92 ± 33, что характеризует среднюю выраженность признака и свидетельствует о том, что в случае неспособности индивида к адекватному решению сложной жизненной ситуации включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как бессознательные, ригидные, дезадаптивные способы решения проблемы, препятствующие адекватной ориентации индивида в окружающей среде;

- по «шкале принятие себя» получили 52,3±11,5, а по шкале «непринятие себя» (15,4±3,6), - это демонстрирует высокую выраженность безусловной любови к себе такому, какой я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму;

- по шкале «принятие других» (28,4±5,27), а по шкале «неприятие других» (16,35±6,27) (а где анализ?),

- по шкале «эмоцианальная комфортность» (26,65±6,59), а по шкале «эмоциональный дискомфорт» (19±9,4) – это говорит о подавлении негативных эмоций и об отказе от решения проблем. Феноменологически это можно описать как принятие решения «будь, что будет» и апатичное отстранение от проблемы;

- по шкале «внутренний контроль» были получены результаты 60,7±10,25; используя интерпретацию копинг-стратегий Хайма, мы предполагаем, что подросткам с развитым внутренним контролем свойственны такие копинг-стратегии: сохранение самообладания, проблемный анализ (продуктивная копинг-стратегия), придача смысла, либо смирение через строгий самоконтроль;

- по шкале «внешний контроль» (24,7±10,58) можно говорить о наличии специфической (эксквизитной) ситуации, дестабилизирующим воздействии среды;

- по шкале «доминирование» получено 11,2±4,7 - средние значения, свидетельствующие о стремлении к доминированию в пределах нормы, о постоянном самосовершенствовании, о наличии среди окружения только успешных людей, о проявлении интравертированных черт, о стремлении, прежде всего, к самоактуализации и занятию лидирующей позиции в значимых для них видах деятельности;

- по шкале «ведомость» (19,6±5,41) (где анализ???).(рис.2.3.2.)

Рис. 2.3.2. Адаптивные механизмы подростков

Таким образом, социально-психологической адаптации исследуемой группы подростков характеризуется следующими особенностями: в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями, большинство респондентов имеют высокие показатели принятия себя, неприятия других, эмоционального комфорта, внутреннего контроля и ведомости.

Анализ результатов по методике «Анализ семейных взаимоотношений» представлен на рис….

Рис 2.3.3

Были обнаружены следующие особенности стилей воспитания. Потворствование (5,40±2,037) родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка, балуют его. Любое его желание для них — закон, «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель. Доминирование (4,45±2,038) ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Фобия утраты ребенка (4,00±2,128) "Слабое место" - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности. Неустойчивость стиля воспитания (3,75±1,209). Предпочтение мужских качеств (2,90±1,917), чрезмерность санкций (2,90±1,447), минимальность санкций (2,90±1,021), игнорирование потребностей подростка (2,40±0,940) (где интерпретация?), чрезмерность требований (2,35±1,268) подростку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность, воспитательная неуверенность родителей (2,25±1,585), неразвитость родительских чувств (2,20±1,196) (где интерпретация?), недостаточность обязанностей подростка (2,15±1,348), предпочтение в подростках детских качеств (1,60±0,995), проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (1,45±1,234) (где интерпретация?).

Обусловливаемые нарушения воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, вытеснение конфликта между супругами в сфере воспитания (0,80±1,005) Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.

Для проверки выдвинутой гипотезы о связи совладающего поведения ребенка со стилем воспитания был использован корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице (Приложение 6)

Рис.

Были обнаружены следующие достоверные положительные связи между стилем воспитания и особенностями социально-психологической адаптации:

- между стилем воспитания «гиперпротекция положительная» и следующими особенностями социально-психологической адаптации подростка: принятие других (г=0,526, при р=0,017), принятие себя (г=0,510, при р=0,021), уровень адаптации (г= 0,484, при р= 0,030), лживость (г=0,468, при р=0,037).

г=0,575, при р=0,008

- между стилем воспитания «потворствование» и такими особенностями адаптации как эмоциональный комфорт (г=0,575, при р=0,008);

- между стилем воспитания «недостаточность требований-запретов к ребенку» отрицательное и такой особенностью адаптации как эмоциональный комфорт (г=0,550. при р=0,012).

Можно сделать вывод о том, что при высокой выраженности первой переменной наблюдаются высокие показатели по второй. Таким образом, положительная гиперпротекция со стороны родителей положительно отражается на уровне социально-психологической адаптации подростка, на его положительном отношении к себе и другим. В то же время такой стиль воспитания провоцирует лживость подростка, а эмоциональный комфорт подростка связан с потворствованием и недостаточностью требований-запретов, что может быть обусловлено и особенностями совладающего поведения.

По результатам корреляционного анализа мы обнаружили, что предпочитаемые копинг-стратегии больше связаны с особенностями социально-психологической адаптации и соответствующими чертами личности, чем с особенностями детско-родительских отношений.

Если предположить, что копинг-стратегии – это следствие, а не причина, то они в большей степени обусловлены полученным опытом, полученным в «широком» социуме, нежели в контексте семейных отношений.

Рис.

Также были выявлены связи между особенностями воспитания и копинг стратегими подростков.

1 - положительные корреляциии между продуктивной копинг-стратегией подростка и предпочтением женских качеств в нем родителями (r=0,515, при р=0,020) и проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств (г=0,597, при р=0,005);

2 - отрицательная связь между продуктивной копинг-стратегией подростка и предпочтением мужских качеств в ребенке (r=-0,522, при р=0,018). Таким образом, в воспитании подростков для развития продуктивных копинг-стратегий важен стиль воспитания, при котором обращается внимание на половую принадлежность (девушкам поощряется женственность - эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, юношам мужественность - смелость, твердость, стойкость, агрессивность,) предоставляется личная свобода.

Рис.

3 - отрицательная взаимосвязь между относительно продуктивной копинг-стратегией подростка и чрезмерной требовательностью родителей (r=-0.450, при р=0,046). Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, категоричность суждений и приказной тон, физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. Необходимо сохранять доверительные отношения и оказывать ребенку моральную поддержку в любых жизненных ситуациях.

Рис.

4- положительная взаимосвязь между непродуктивной коппинг-стратегией подростка и гипопротекцией в воспитании (r=0,546, при р=0,013). Таким образом, чем чаше родители прибегают к стратегии гипопротекции в ситуациях общения с ребенком, тем больше усиливается стрессовое состояние у ребенка, так как он прибегает к непродуктивной стратегии.

Итак, продуктивные копинг-стратегии вырабатываются у подростков тем успешнее, чем ниже их социальная дезадаптация и чем ниже выражена гиперпротекция в семье. Иными словами, в семьях, где больше внимания уделяется воспитанию ребёнка, ниже вероятность того, что у него сформируются адаптивное поведение в подростковом возрасте.

В научной литературе много говорится о личностных особенностях мальчиков и девочек, юношей и девушек.

Самооценка играет одну из главных ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому формируется она только во время общения личности с другими людьми.

В юношеском возрасте самооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 13-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.

Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность и иногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к. девочки в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущает отсутствие волос на теле и т.д.

Таким образом, по содержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «мускулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам. [Кон И.С. Психология ранней юности.-М., 1989.- С. 67.]

В связи с этим был проведен анализ половых особенностей копинг-стратегий подростков.

Для выделения отличительных особенностей копинг-стратегий юношей и девушек был использован метод сравнения средних в группах с помощью процедуры U Манна-Уитни.

Было выявлено значимое различие в выраженности относительно продуктивной копинг-стратегии (при p=0,023) (рис.2.3.4.)

Рис. 2.3.4. Выраженность относительно продуктивной копинг-стратегии у юношей и девушек

Таким образом, для юношей характерна помогающая в некоторых ситуациях копинг-стратегия, например, при небольшом стрессе. На наш взгляд, подростки с таким личностным профилем имеют все шансы на то, что в будущем их копинг-стратегии перейдут в продуктивные (при удачно сложившихся обстоятельствах и позитивном жизненном опыте, при поддержке семьи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: