Программа исследования

Проблема особенностей копинг-стратегий подростков в детско – родительских отношениях является интересной и актуальной темой для изучения, имеющую как теоретическую, так и практическую значимость.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. В этот возрастной период в общении складываются и отрабатываются стереотипные в дальнейшем способы реагирования на различные жизненные ситуации. Именно данный период является сенситивным для формирования и психолого-педагогической коррекции копинг–поведения.

Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность с родителями. Такие подростки не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты, поскольку склонны использовать малоэффективные копинг- стратегии.

Операционализация базовых понятий:

Грановская Р.М. и Никольская И.М. дают свою классификацию стратегий копинг–поведения, которые условно делят на три группы:

1. Поведение. Разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.

2. Эмоциональная проработка подавленного. Эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или целью поиска социальной поддержки.

3. Познание. Стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня ее контроля.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход (Эго-ориентированная теория совладания, базирующаяся на психоанализе), разрабатывался в трудах Н. Хайм, где копинг трактуется в терминах динамики Эго, как одно из средств психологической защиты, который используется для ослабления напряжения. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуаций. Функционирование копинга предполагает включение системы адаптационных процессов (когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур) личности в процессе решения проблемы [2, С.7].

Н. Хайм, считающей совладание наиболее разумной, интеллектуальной и миролюбивой стратегией взаимодействия как с собой, так и с миром [4,]. Для преодоления стресса каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе личностного опыта и психологических резервов - копинг-ресурсов - относительно стабильных характеристик людей и стресса, способствующих развитию средств его преодоления.

Э. Аронсон опираясь на теорию когнитивного диссонанса, автор выделяет три вида копинг-механизмов, способствующих сохранению позитивной Я-концепции и поддержанию самооценки на должном уровне:

1) самоубеждение. Несоответствие поведения Я-концепции. Ослабление диссонанса происходит путем смены поведения или изменением установок;

2) сохранение самооценки. Диссонанс возникает в межличностных отношениях и в сфере самоопределения. Ослабление диссонанса достигается дистанцированием или принижением уместности задачи;

3) самосовершенствование – устранение угрозы Я-концепции путем поиска дополнительного социального признания этого аспекта идентичности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

- демографический,

- социально-культурный,

- социально-экономический,

- технико-гигиенический.

Значение матери и отца во взрослении своих детей огромно; более того, именно родители оказывают решающее воздействие на всю жизнь человека.

Роли матери в семье, особенно ее участию в уходе за детьми и их воспитании, посвящено много исследований. Ученые (см., например, работы А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, С. А. Козловой и др.) полагают, что мать – главный воспитатель. По сей день продолжаются дискуссии по поводу того, кто лучше ухаживает за своим ребенком – мать или посторонние люди, что лучше – семья (бедная или богатая) или детский дом (приют). Сейчас уже доказано, что высококачественный уход за ребенком любого возраста не ослабляет привязанности ребенка к матери. Тем не менее обнаружено, что если в течение двадцати часов в неделю за малышом присматривают посторонние люди и при этом ему персонально уделяется мало внимания, то его эмоциональное и социальное благополучие находится под угрозой. Уникальность личности и потребности взрослеющего подростка лучше всех знают родители, особенно мать.

Роль отца изучена хуже, тем не менее его значение в жизни детей не менее важно, особенно в период взросления подростка–мальчика. В нашей стране матери уделяется больше внимания, чем отцу.

Ориентация мальчиков на мужские стереотипы связана с доминирующей ролью отца, если он принимает решения в семье. Но если в семье лидер – мать, то мальчик не будет следовать ролевому эталону отца. Отцы могут по–разному влиять на формирование у дочерей женских черт характера, в частности привлекать их к выполнению женских обязанностей, поощрять к развитию доверительных отношений с матерью. Влияние на сына отец оказывает тогда, когда обращает внимание на его учебные и профессиональные успехи.

Все это способствует отражению подростков и родителей в сознании друг друга, помогает установить причины нарушений в их взаимоотношениях.

Методы изучения копинг-стратегий, адаптивных механизмов и ДРО:

- Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма;(Приложение 1).

Тест Э. Хайма (E. Heim / Э. Хейм) необходим для определения вашего стиля борьбы со стрессом. Отвечая на вопросы теста, вы узнаете ваш обычный тип поведения в сложной жизненной ситуации, а также познакомитесь с новыми, возможно более эффективными вариантами выхода из сложных ситуаций.

Методика для психологической диагностики копинг стратегий, иначе копинг механизмов Хейма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга (иначе типов поведения, реагирования на сложную ситуацию, борьбы со стрессом), распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный (переосмысливание, анализ случившегося и т.д.), эмоциональный и поведенческий копинг механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии

- Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).(Приложение 3).

Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.

- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; (Приложение 2).

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» - не решаюсь отнести это к себе. Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

1. «Адаптация»;

2. «Приятие других»;

3. «Интернальность»;

4. «Самовосприятие»;

5. «Эмоциональная комфортность»;

6. «Стремление к доминированию».

Методы обработки и анализа полученных результатов:

Корреляционный анализ, сравнение выборок по критерию Манна Уитни с помощью программного обеспечения SPSS.

Эмпирическую базу исследования составили, 20 учащихся (13-15лет) Целинной средней полной школы №1 и 20 родителей этих учеников.

Процедура исследования: испытуемые опрашивались индивидуально, а также посредством социальных сетей с помощью электронных вариантов методик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: