Инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов проводится по приказу руководителя. Приказ оформляется по унифицированной форме ИНВ-22, утвержденной Госкомстатом. Периодичность инвентаризации определяется в учетной политике организации. Обязательна инвентаризация перед составлением годовой отчетности и в иных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 13 июля 1995г.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по оплаченным товарам, находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

– правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

– правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

– правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

До составления акта комиссией оформляется справка по форме приложения к Акту (ф. № ИНВ-17), которая и является основанием для составления акта. Справка составляется в разрезе синтетических счетов и прилагается к акту. В Справке указываются подробные сведения о каждом дебиторе (его наименование, адрес, телефон), сумма задолженности, когда и почему она возникла, а также перечисляются платежные и отгрузочные документы, подтверждающие задолженность.

Основанием для составления справки и акта являются двухсторонние акты сверки с контрагентами, регистры учета и другие документы (регистры), обосновывающие суммы задолженности.

Соответствующие документы для проверки и анализа должны быть представлены членам инвентаризационной комиссии главным бухгалтером организации, или же справка заполняется и подписывается бухгалтером организации, а члены комиссии проверяют правильность и обоснованность соответствующих сумм задолженности.

При инвентаризации расчетов необходимо учитывать, что расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными, а также не допустимость сальдирования дебиторской задолженности кредиторской и наоборот. При этом такое сальдирование не допускается до уровня отдельных договоров, заключенных с одним предприятием (другим хозяйствующим субъектом).

При составлении акта указывается, какая сумма задолженности подтверждена дебиторами, какая - не подтверждена, а также выделяется задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Отдельно можно выделить долги, по которым срок давности еще не истек, но она признается нереальной для взыскания.

После оформления Справки и акта составляется письменное обоснование для предстоящего списания дебиторской задолженности. На его основе руководитель издает приказ о списании безнадежного долга. И только после этого бухгалтер оформляет списание в балансе.

Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет, как и акт инвентаризации.

Суммы дебиторской задолженности отражаются в активе баланса с подразделением ее на задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и на задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: