Методы стоимостного измерения
Документальное оформление инвентаризации.
Классификация инвентаризаций.
Понятие инвентаризации.
Лекция 4. Тема № 4. Инвентаризация и инвентарь. Методы стоимостного измерения (2 час.)
План темы:
Одним из важных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, является реальность (правдивость) его показателей. Отвечая этому требованию, данные бухгалтерского учета должны полностью соответствовать действительности. Количество поступивших или выданных ценностей – материалов, денежных средств, готовой продукции и др., отражаемое в учете, должно совпадать с тем их количеством, которое на самом деле получено или выдано, а остатки этих ценностей по данным учета – с теми остатками, которые реально находятся в местах их хранения. Между тем данные учета иногда расходятся с действительностью. Это может происходить по следующим причинам.
Естественные причины – изменение веса или количества средств вследствие изменений температуры или влажности воздуха, порчи их грызунами, насекомыми, микробами и др., потери при хранении и транспортировке, называемые привесом, усушкой, распылом, раструской и т.п.
|
|
Неточности при приеме или отпуске средств – промеры, просчеты, провесы, в результате чего фиксируется другое количество или качество (размер, сорт) средств. Замена средств одного сорта другим называется пересортицей.
Ошибки в учете – это описки в первичных документах, арифметические ошибки в подсчетах, неправильное отражение документальных данных на счетах и т.п.
Злоупотребления – хищения, обвесы или обмеры – при приеме или отпуске материальных ценностей, обсчеты – при выдаче денег и др., а также прямое присвоение средств.
Все эти факты не могут быть выявлены в момент их возникновения – они не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Они устанавливаются лишь периодическими сверками фактических остатках средств с данными учета. Такая сверка дает возможность дополнять и уточнять учетные данные, а также бороться с разного рода злоупотреблениями. Фактические остатки выявляются специальными переписями, которые называются инвентаризациями.
Инвентаризация – это способ проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов для их сопоставления с данными бухгалтерского учета.
Иными словами, инвентаризация это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
|
|
Основными целями инвентаризации являются: выявления фактического наличия имущества; сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все виды финансовых обязательств и все имущество организации, не зависимо от его местонахождения.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, в частности:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызнанных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации и др.
Инвентаризация должна проводиться:
- основных средств – не менее одного раза в 2-3 года;
- библиотечных фондов – не реже одного раза в 5 лет;
- капитальных вложений – не менее одного раза в год, перед составлением годового баланса;
- незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
- незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее одного раза в год;
- готовой продукции на складах не менее одного раза в год;
- нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц;
- сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год;
- денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее одного раза в месяц;
- расчетов с банками – на первое число каждого месяца;
- расчетов по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал;
- расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год и др.