Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательствах.
При инвентаризации решаются следующие задачи (рис. 16.3)
Рис. 16.3. Цели инвентаризации
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно (табл. 16.1).
Таблица 16.1
Случаи, в которых обязательно проведение инвентаризации
№ п/п | Наименование |
1. | При изменении в составе имущества: |
1.1. | - передаче имущества в аренду |
1.2. | - выкупе имущества |
1.3. | - продаже имущества |
1.4. | - преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия |
2. | перед составлением годовой бухгалтерской отчетности |
3. | при смене материально ответственных лиц |
4. | при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей |
5. | в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями |
6. | при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса |
7. | в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации |
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.
|
|
При проведении инвентаризаций организациям необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии:
– постоянно действующая – организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период;
– рабочие – непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации;
– по проверке и выборочной инвентаризации – проводят инвентаризации по мере необходимости. В каждом конкретном случае состав комиссии утверждает руководитель организации.
Отсутствие при инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
|
|
До начала инвентаризации членам комиссии необходимо получить последние первичные документы по учету инвентаризуемых ценностей.
Порядок регулирования расхождений, выявленных при инвентаризации имущества, достаточно четко определен п. 3 ст. 12 Закона, и представлен на рис. 16.4.
Рис. 16.4. Порядок регулирования инвентаризационных разниц
Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов).
Дебет 08, 10, 41 Кредит 91;
- недостача имущества и потери от его порчи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц.
Дебет20,25,26,44 Кредит 94 – в пределах норм естественной убыли
Дебет 73 Кредит 94 – сверх норм
Дебет 73 Кредит 98 – разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью ценностей
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации – на уменьшение финансирования (фондов):