Инвентаризация имущества и обязательств

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательствах.

При инвентаризации решаются следующие задачи (рис. 16.3)

Рис. 16.3. Цели инвентаризации

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Случаи, в которых обязательно проведение инвентаризации

№ п/п Наименование
1. При изменении в составе имущества:
1.1. - передаче имущества в аренду
1.2. - выкупе имущества
1.3. - продаже имущества
1.4. - преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия
2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
3. при смене материально ответственных лиц
4. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей
5. в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями
6. при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса
7. в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.

При проведении инвентаризаций организациям необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии:

– постоянно действующая – организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период;

– рабочие – непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации;

– по проверке и выборочной инвентаризации – проводят инвентаризации по мере необходимости. В каждом конкретном случае состав комиссии утверждает руководитель организации.

Отсутствие при инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала инвентаризации членам комиссии необходимо получить последние первичные документы по учету инвентаризуемых ценностей.

Порядок регулирования расхождений, выявленных при инвентаризации имущества, достаточно четко определен п. 3 ст. 12 Закона, и представлен на рис. 16.4.

Рис. 16.4. Порядок регулирования инвентаризационных разниц

Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов).

Дебет 08, 10, 41 Кредит 91;

- недостача имущества и потери от его порчи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц.

Дебет20,25,26,44 Кредит 94 – в пределах норм естественной убыли

Дебет 73 Кредит 94 – сверх норм

Дебет 73 Кредит 98 – разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью ценностей

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации – на уменьшение финансирования (фондов):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: