Важную роль в крупных компаниях приобретает отчетная информация по сегментам.
Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н утверждено положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), которое впервые регламентирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций (исключая организации кредитные) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности.
В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов.
1. По операционному сегменту – это информация, которая раскрывает деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или группы однородных товаров, работ, услуг.
|
|
При выявлении товаров, работ, услуг в операционный сегмент могут учитываться следующие факторы:
– назначение товаров, работ, услуг;
– процесс производства товаров, выполнения работ;
– потребление (покупателем) товаров, работ, услуг;
– методы продажи товаров и распространения услуг;
– система управления деятельностью организации (если применимо).
2. По географическому сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Причем предполагается, что такая деятельность подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей в других регионах деятельности организации.
При выделении информации по географическим сегментам предлагается исходить из следующих факторов:
– сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации;
– общность правил валютного контроля;
– наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
– сходство деятельности;
– рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе.
При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (или ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей товаров, работ, услуг).
|
|
3. По отчетному сегменту – это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в свободной бухгалтерской отчетности.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры.
При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ.
При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации.
Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.
Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представлен в бухгалтерской отчетности), операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10 % от общих аналогичных показателей по всем сегментам.
При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности, приходилось не менее 75% выручки организации.
Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера.
При составлении бухгалтерской отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.
Деление на первичную и вторичную информацию по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера рисков и полученных прибылей организации.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.
Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производстве товаров, работ, услуг и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.
В состав первичной информации по отчетному сегменту входят следующие показатели:
– общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
– финансовый результат (прибыль или убыток);
– общая балансовая величина актива;
– общая величина обязательств;
– общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
– совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной информации по географическим сегментам в бухгалтерской отчетности представляются следующие показатели:
|
|
– величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;
– балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;
– величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.
Данные показатели выделяются по географическим сегментам в случае соблюдения количественного измерителя построения сегмента – 10%.
ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организации, которые осуществляют различные виды деятельности и зачастую распределены по различным географическим регионам.
На основе бухгалтерской отчетности без ее специальной подготовки заинтересованный пользователь не может выделить информацию по производству конкретного вида продукции либо информацию по деятельности организации в том или ином географическом регионе, т.е. когда информация обобщенная, а не сегментированная.
ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получение прибыли.