Отчетность по сегментам

Важную роль в крупных компаниях приобретает отчетная информация по сегментам.

Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н утверждено положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), которое впервые регламентирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций (исключая организации кредитные) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов.

1. По операционному сегменту – это информация, которая раскрывает деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или группы однородных товаров, работ, услуг.

При выявлении товаров, работ, услуг в операционный сегмент могут учитываться следующие факторы:

– назначение товаров, работ, услуг;

– процесс производства товаров, выполнения работ;

– потребление (покупателем) товаров, работ, услуг;

– методы продажи товаров и распространения услуг;

– система управления деятельностью организации (если применимо).

2. По географическому сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Причем предполагается, что такая деятельность подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей в других регионах деятельности организации.

При выделении информации по географическим сегментам предлагается исходить из следующих факторов:

– сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации;

– общность правил валютного контроля;

– наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

– сходство деятельности;

– рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе.

При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (или ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей товаров, работ, услуг).

3. По отчетному сегменту – это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в свободной бухгалтерской отчетности.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры.

При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ.

При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации.

Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представлен в бухгалтерской отчетности), операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10 % от общих аналогичных показателей по всем сегментам.

При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности, приходилось не менее 75% выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера.

При составлении бухгалтерской отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Деление на первичную и вторичную информацию по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера рисков и полученных прибылей организации.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производстве товаров, работ, услуг и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

В состав первичной информации по отчетному сегменту входят следующие показатели:

– общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

– финансовый результат (прибыль или убыток);

– общая балансовая величина актива;

– общая величина обязательств;

– общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

– совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной информации по географическим сегментам в бухгалтерской отчетности представляются следующие показатели:

– величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;

– балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;

– величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.

Данные показатели выделяются по географическим сегментам в случае соблюдения количественного измерителя построения сегмента – 10%.

ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организации, которые осуществляют различные виды деятельности и зачастую распределены по различным географическим регионам.

На основе бухгалтерской отчетности без ее специальной подготовки заинтересованный пользователь не может выделить информацию по производству конкретного вида продукции либо информацию по деятельности организации в том или ином географическом регионе, т.е. когда информация обобщенная, а не сегментированная.

ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получение прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: