Владычество

Ч еловеку было дано «владычество» над всем сотворённым миром (Быт. 1:26), и многие приверженцы иудейско-христианской традиции упоминают об этом «владычестве», когда пытаются повести логическую базу под убийство и поедание животных. Доктор Ричард Шварц в «Иудаизме и вегетарианстве» убедительно опровергает все подобные теории:

В ладычество не означает права покорять и использовать. Как только Бог дал людям власть над животными (Быт. 1:26), Он запретил употреблять их мясо в пищу (Быт. 1:29). Владычество означает охрану и попечение – сотрудничество с Господом в заботе о мире и его улучшении.

Т алмуд толкует «владычество» исключительно как право использовать животных для работы. Очень сомнительно, что идея о власти позволяет выращивать животных и обращаться с ними как с машинами, предназначенными для удовлетворения наших нужд.

Рабби Кук утверждает, что «владычество» никоим образом не подразумевает правления надменного деспота, тиранически и жестокосердно распоряжающегося исполнением собственных эгоистических прихотей. Рабби говорит, что не может поверить, будто столь отталкивающая форма рабства могла быть навеки установлена в мире Бога, чья «милость распространяется на все его творения».

Рабби Хирш подчёркивает, что человеку не было дано права обращать в рабство всё сущее. Комментируя 26 стих I главы Книги Бытия, он говорит: «У земли и её порождений есть своя жизнь, о которой мы ничего не знаем, и в этой жизни они преследуют собственные цели». Таким образом, выше людской власти над природой есть божественная власть, основанная на промысле Господнем, и люди не имеют права вмешиваться в дела Бога. Следовательно, человеку, согласно иудейской религии, не дано неограниченного права эксплуатировать животных и другие порождения природы.

Э то подтверждается также в средневековом трактате Sefer Chasidim («Книга Благочестивых»), где сказано: «Будь милосерден ко всем тварям, коих Всевышний, хвала Ему, создал в мире сём. Не бей и не причиняй боли ни зверю, ни птице, ни насекомому. Не кидай камня в кошку или собаку, не убивай мух и ос». В соответствии с этим, многие герои и героини еврейского народа были избраны Господом именно за их сострадание к животным. В Книге Мидраш, к примеру, сказано, что Бог счёл Моисея достойным вывести евреев из Египта потому, что тот возымел жалость к ягнёнку. Говорится также, что Ревекка была избрана в жёны Исааку потому, что проявила доброту к жаждущим верблюдам.

О днако по мере того как иудаизм распространялся и рос, росло и желание есть плоть животных. Поэтому обрели популярность удобные истолкования «владычества человека», и были изобретены другие «библейские» заповеди, поощряющие мясоедение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: